Вице-губернатор Александр Богашов — о внутреннем туризме и проблемах коммуникации при реализации разных проектов
Кирилл Бабушкин
Третейский судья и ментор
Содержание статьи:
— Александр Евгеньевич, многие до сих пор не до конца понимают, чем будет заниматься недавно созданный координационный центр правительства региона.
— Мы взяли пример с федерального координационного центра, созданного не так давно премьером РФ Михаилом Мишустиным. Сразу подчеркну: это не какой-то новый орган власти. Это просто механизм, который позволит нам наладить межведомственное взаимодействие и систематизировать подход к управлению проектами.
Мой опыт работы показал, что на региональном уровне достаточно проблем в части разобщенности целей заинтересованных сторон, что мешает нам развиваться более быстрыми темпами, особенно по тем направлениям, которые являются приоритетными.
Исходя из задач, поставленных губернатором, мы должны координировать тот функционал, который сейчас есть у министерств, других ведомств, профильных вице-губернаторов и так далее в рамках определяемых им направлений. Будут разные функциональные группы координационного центра, стратегические и проектные.
Поясню на примере внутреннего туризма как одного из приоритетов. Это стратегическая группа, так как сейчас перед регионом стоит очень много задач в этой сфере. В эту группу на постоянной основе будут входить множество заинтересованных сторон — органов власти областного уровня, муниципалитетов, общественников, бизнеса, потенциальных инвесторов. Главная цель состоит в понимании роли туризма и его потенциальном вкладе в ВРП (валовый региональный продукт – прим. редакции). Необходимо сформировать стратегическое видение, конкретные задачи, механизмы их реализации, а также общие подходы при реализации конкретных проектов — так называемые коробочные решения (строительство туристической инфраструктуры, оборудование экотроп, кемпингов, глэмпингов) как для отраслевых ведомств, муниципалитетов, так и для инвесторов. Также мы будем привлекать к работе профильных экспертов, потому что нам важно знать мнение профессионалов и лучшие практики по данному вопросу.
Очень важно найти такие решения, которые устроят всех и будут выгодны всем сторонам, задействованным в процессе: регион, бизнес, местные сообщества и иные заинтересованные стороны. Мы готовы вкладываться в инфраструктуру, но ждем ответственного подхода к инвестированию и от законопослушного бизнеса, следующего принципам экологичности, социальной ответственности и повышающего качество своего управления.
В рамках этой группы будут определены планы работы на среднесрочный период, до 2024—2025 годов. По итогам подготовки обоснования и защиты у губернатора мероприятий планы будут направлены на уровень проектных групп.
— А проектные группы будут заниматься конкретными отелями и экотропами?
— Скорее, они будут разделены по принципам масштабности или территориальности. Проектная группа будет отвечать за реализацию точечной задачи, требующей межведа, по которой уже определены сроки, объем финансирования, список участников, ожидаемые эффекты.
Основная задача координационного центра — сформировать у тех, кто уже занимается теми или иными задачами, общее видение проектного управления. Понимание основных бенефициаров (граждане и бизнес), ответы на вопросы: что делаем, кто делает и за что отвечает, как делаем, какими ресурсами обладаем и каких ждем результатов.
Сегодня есть ситуации, когда разные министерства или иные участники процесса, занимаясь одной и той же темой, не знают, что делают другие участники.
Проблема в том, что порой по инерции люди начинают выполнять задачу, даже не подумав, зачем они ее выполняют. Это вопрос не только Челябинской области и не только госслужащих. У меня один из любимых вопросов при общении с коллегами: «Коллеги, а вы понимаете, для чего мы это делаем?» Это одно из фундаментальных правил теорий управления!
Человек может даже хорошо выполнять свою работу, но если он приступает к ней, не понимая, каким должен быть конечный результат, то эффективность конечного продукта и вовлеченность этого сотрудника в процесс снижаются до нуля. Поэтому координационный центр должен выстроить единые стандарты, позволяющие отвечать на вопросы: зачем и как мы все вместе пойдем вперед и с наименьшими усилиями достигнем необходимого результата.
Стратегия туризма
— Если взять ту же сферу внутреннего туризма, то: чего мы хотим достичь в будущем? Каким, согласно этой управленческой теории, должен быть результат?
— Об этом говорилось уже не раз. Все понимают, что на уровне РФ вектор развития туризма изменился, делать акцент именно на развитие внутреннего туризма я считаю совершенно правильным.
Россия входит в число стран-лидеров в сфере выездного туризма по числу туристов, путешествующих за пределами родной страны. И при этом Россия же стала единственной из стран, продемонстрировавших значительное падение объемов выездного туризма в последнее десятилетие: между 2013 и 2018 годами число выезжающих за границу упало на 21 процент, с 45,2 миллиона человек до 35,8 миллиона.
Минусы выездного туризма очевидны: деньги не остаются внутри государства и особенно региона.
При этом я, конечно, понимаю, что люди стремятся уехать куда-то за лучшим качеством услуг, они готовы потратить время на дорогу и даже переплатить, потому что в России туристический сервис их не устраивает. И это несмотря на то, что потенциал с точки зрения природных ресурсов, туристических локаций, красоты и так далее в стране и нашей области в частности очень и очень велик.
Внутренний туризм может и должен быть отдельной, работающей круглый год по прозрачным правилам отраслью, обеспечивающей свой вклад в валовый региональный продукт, создающей рабочие места, повышающей социальную и инвестиционную привлекательность региона.
Косвенные эффекты от туризма примерно в 3—3,5 раза превышают прямые доходы от него. Развитие туризма связано более чем с 40 смежными отраслями и секторами экономики: общественным питанием, культурными и спортивными мероприятиями, производством сувениров, общественным транспортом, строительством, образованием и так далее.
Каждая тысяча туристов создает примерно 15 новых рабочих мест в смежных отраслях: в турфирмах, общественном питании, гостиничном секторе, логистике, культуре, образовании.
Но проблем в этой отрасли сегодня масса. Это и отсутствие инфраструктуры, и большая доля так называемого «серого» сектора, дефицит квалифицированных кадров, да и самих рабочих мест — даже там, где индустрия отдыха развивается. И конечно, высокая стоимость.
Впервые выехав за город с семьей, я был крайне удивлен: в Московской области такие цены на отдых, как в Челябинской, по соотношению с качеством предложений редко встретишь.
— В чем, по-вашему, причина?
— Отсутствие качественных конкурентных предложений позволяет тем игрокам, которые сейчас работают, поднимать цену. И в сезон даже за такую цену ты не можешь приехать отдохнуть тогда, когда тебе хочется. Значит, спрос превышает предложение. Сейчас, с учетом имеющихся ограничений, это особенно актуально.
При этом потребность людей в возможностях для внутреннего туризма в любом случае имеется, и она не зависит от того, закрыты или открыты границы. Конечно, полностью заменить выездной туризм мы не сможем, да этого и не надо. Но создать стабильный тренд развития отрасли, в результате которого у нас появится возможность отдохнуть с комфортом и южноуральцам, и соседям — необходимо.
Мы видим, что Свердловская, Курганская области, Башкирия и даже Татарстан с удовольствием приезжают к нам на озера, горнолыжные курорты, в национальные парки. Но этот потенциал надо развивать.
— Как тут может помочь государство?
— У нас есть четко поставленная губернатором задача по скорейшей реализации на деле, а не на бумаге проектов. Сейчас мы проводим анализ, изучаем опыт, чтобы понимать, что мы имеем на сегодняшний день: изучаем разработанную концепцию, прорабатываем земельные участки, смотрим проекты, запланированные к реализации.
Тут надо понимать, что у государства нет цели открывать отели и кемпинги. Это коммерческая задача, которой должны заниматься заинтересованные предприниматели. А мы, как представители власти, должны создать условия на местах, для того, чтобы туда пришли инвесторы.
Инвестор должен понимать, что у него есть площадка, которую он может получить по конкурсу, совершенно чистая и готовая к использованию с точки зрения закона, категории земли, инженерной инфраструктуры, что есть определенные налоговые или финансовые преференции, чтобы инвестор на старте комфортно себя чувствовал, понимая четкий алгоритм действий. Вот эти решения и позволят привлечь широкий круг заинтересованных лиц.
— Какие-то конкретные решения сейчас уже есть?
— Не секрет, что Алексей Леонидович принял ряд решений по реке Ай, локальные изменения все смогут увидеть уже в этом году: скамейки, урны, туалеты, смотровая площадка и так далее. Главный фокус на системном подходе: комплексном развитии, формировании моделей функционирования и управления территориями. Аналогичные подходы по проработке проектов по Аркаиму, озеру Тургояк, ряду экологических троп, развитию горнолыжных комплексов.
Но главное, уже есть понимание, что любая туристическая территория не может работать хаотично, без стратегии пространственного и социально-экономического развития. Можно поставить сколько угодно туалетов и скамеек, но если человеку удобнее выкидывать мусор за 10 метров от урны, то он там и будет выкидывать. Поэтому по каждой территории все должно быть продумано от и до: где выкинуть бумажку, где поесть, где сфотографироваться, где переночевать. Так называемая «карта путешествия клиента», при безусловности оказания всех видов услуг легальными предпринимателями в соответствии со всеми требованиями безопасности и т. д.
Насильно мил инвестору не будешь
— То есть в конечном счете вы должны создать некие шаблоны, в которые удобно будет зайти и работать инвесторам?
— В конечном счете — да. Сначала мы должны все-таки определиться с приоритетами: куда мы сначала идем, куда чуть позже. Нужно выбрать территории, которые необходимо развивать в первую очередь. Поэтому я не могу сказать, что через год вам будет комфортно и кататься на лыжах, и сплавляться по рекам, и ходить в музеи. Это невозможно, надо быть реалистами. Мы стараемся, сохраняя качество, сэкономить каждую копейку, понимая приоритет бюджета в рамках ограниченных ресурсов.
— Зачастую мнение чиновников отличается от мнения предпринимателей или потребителей услуг.
— Я отдаю себе отчет: люди, работающие на земле, всегда лучше нас будут знать местные проблемы. Я даже предвижу, что в некоторых случаях мы от местных экспертов услышим: «То, что вы тут напридумывали, никуда не годится, мы это уже пробовали, и оно не сработало». С удовольствием будем все выносить на обсуждение, привлекать и общественников, и бизнесменов.
Мало просто выстроить некий шаблон работы для предпринимателя, нужно, чтобы бизнесу было комфортней работать официально на предлагаемых нами условиях.
Насильно никакого инвестора никуда привлечь невозможно. А вот когда будет создана прозрачная конкурентная среда — мы с вами ее почувствуем уже в качестве туристов.
Резюмируя: центр должен научить всех участников процесса разговаривать на одном языке, быть единым работающим механизмом, обобщать лучшие практики и формировать методические рекомендации, качественно прорабатывать финансово-экономические обоснования, акцентируя свое целеполагание на общих синергетических эффектах.