Сегодня, 22 января, в гостях у «Большой редакции» побывал председатель Контрольно-счетной палаты (КСП) Челябинской области Алексей Лошкин, который ответил на вопросы журналистов и пользователей соцсетей.
Модератор встречи, директор ИД «Вечерний Челябинск» Сергей Филичкин:
— Вчера на областном совещании губернатор Алексей Текслер много говорил о необходимости «открывать органы власти», сделать их более открытыми, доступными для общения с жителями, общественными организациями. Алексей Александрович, что такое «открытость государственных органов»? О чем идет речь и почему контроль за исполнением поручения губернатора возложен именно на КСП?
Алексей Лошкин:
— Речь в данном случае идет об открытости как о принципе работы любого должностного лица. Открытость власти начали декларировать еще 50 лет назад. А сегодня из просто декларативного явления открытость превращается в инструмент, который необходим, чтобы выполнялись требования, законы, регулирующие нормы в отношениях государства и бизнеса, государства и гражданина. В основе открытости государства лежит идея подотчетности избирателям представителей государства и назначаемых ими лиц. В странах с высокоразвитой гражданской культурой идеология открытости давно реализуется в публичных дебатах, дискуссиях, возможности следить за тем или иным должностным лицом в части вносимых им законопроектов, прозрачности расходования государственных средств.
В нашей стране в этой связи деятельность высших органов государственного аудита дает примеры применения идеи открытости на практике. Контроль за расходованием средств бюджета — это тоже проявление принципа открытости, публичности.
Стоит сказать, что органы госаудита обладают институциональной автономией от исполнительной власти и осуществляет свою деятельность на основе законодательства страны. А там сказано, что госаудит подотчетен обществу в своей деятельности по контролю за расходованием средств. Аудит — это инструмент по наращиванию этой открытости.
Модератор:
— Позвольте вернуться к событиям последних дней, которые разворачивались в Катав-Ивановском районе, где ваши специалисты проводили контрольно-проверочные мероприятия. А какие-то общественники попытались с ними встретиться, чтобы предоставить какую-то информации — им было отказано в доступе в мэрию. Это вызвало большой резонанс. Знаю, что вы были недовольны этой ситуацией. После этого глава района заявил, что он не желает переизбираться на следующий срок. Что там такого нашли ваши аудиторы?
— Мы точно не имеем никакого отношения к принятию главой такого решения. Сегодня КСП проводит ревизию в Катав-Ивановском муниципальном районе. Случай с недопущением общественника к аудитору действительно был. Мы считаем, что такое поведение со стороны администрации района, конечно, недопустимо. Мы дали официальный комментарий на эту ситуацию. Решено там провести личный прием, поскольку есть запрос от местных жителей. В понедельник, 25 января, с 14:00 можно будет подойти в здание администрации, в кабинет № 10 и сообщить о фактах, которые считают необходимым донести до аудиторов КСП.
— Приносят ли такие контакты какую-то пользу, или это часто просто желание обострить ситуацию?
— Такая практика для нас не нова. Например, пару лет назад на территории Миасского и Златоустовского городских округов, где мы проводили ревизии. При этом велся прием граждан, что повысило эффективность нашей работы. Особенно в части проверок по госимуществу.
— Чиновники все чаще стали отказываться от встреч с гражданами из-за коронавируса. Осложнило это вашу работу?
— Из-за пандемии мы были вынуждены скорректировать и свою работу. Мы также переходили на удаленный режим работы. На этот счет у нас были рекомендации Счетной палаты РФ. Сегодня мы работаем в полноценном формате. В основном мы работаем на выездах, а не камерально. Мы продолжаем оценивать работу местных властей и по отношению к личным встречам с гражданами, релевантная ли информация дается гражданам, или это просто отписка.
— Я знаю, что главы муниципалитетов опасаются вашего ведомства. Возможно, отдельные чиновники относятся к людям, как к назойливым мухам? Может быть, потому что нет прямых выборов?
— Вопрос выборности — вне нашей сферы деятельности. Здесь я могу сказать только частное мнение. Кто-то прячется за спинами подчиненных, а кто-то в своей работе всегда открыт для диалога. Кстати, открытость может проявляться в информационном плане, в предоставлении данных. Мы будем глубоко анализировать открытость администраций. На основе объективных данных, анализа работы муниципалитета будет составлен рейтинг открытости.
— Много было слышно, что вы в последнее время изменили подход в деятельности КСП. Даже появился термин – «новое качество аудита». В чем здесь суть?
— Действительно, подходы в работе КСП Челябинской области претерпели определенные изменения. Еще в 2016 году, когда я стал председателем, мы сформировали для себя стратегию на ближайшие годы. Наша задача — создание некоего центра компетенций, открытого диалога с обществом, формирование отношений с правительством. Сегодня КСП — это не только про нецелевое расходование бюджета. В нашей деятельности контрольные мероприятия, связанные с анализом расходования госсредств, сегодня составляют 50%. При этом мы не уменьшили объем контролируемых средств, объектов проверок, но даже нарастили на 10-15%. Это произошло за счет изменения подходов в работе. В своей деятельности мы стали использовать иные инструменты. Например, стратегический аудит — контроль за реализуемостью, результативностью, индикативными показателями, заложенными в документах стратегического планирования, аудит госзакупок. Теперь вот новое направление — аудит открытости.
— Читателей интересует аудит спортивных организаций…
— Мы сейчас завершили проверку регионального минспорта в части управления госимуществом, передаваемом подведомственным организациям на праве оперативного управления. Среди объектов — Ледовая арена «Трактор», где был зафиксирован ряд нарушений. Отчеты в настоящее время направлены в прокуратуру.
— Расходы средств на реализацию нацпроектов. Сообщалось, что наш регион занял 46-е место в стране. Подчеркивалось, что наша область перевыполняет показатели. А в какой части нацпроектов наш регион не доработал?
— Поясню, что само по себе кассовое исполнение — лишь один из критериев, на который мы обращаем внимание в ходе оценки реализации нацпроекта как инструмента по достижению национальной цели. И сам по себе процент выполнения ничего не скажет. Кассовое исполнение связано с особенностями финансирования госбюджета, которое связывает по рукам высшее должностное лицо. Например, часть средств, за которые придется отчитываться в 2021 году, попадают в бюджет 2020 года. Представьте, если неисполнение составляет чуть больше миллиарда рублей, а средства в объеме 700 млн поступили в областной бюджет в последних числах декабря 2020 года. Формально это деньги прошедшего года, а отчет по ним — в следующем году, кассовое исполнение не прямо связано с индикативными показателями. Мы сравниваем себя с городами-миллионниками в части сопоставимых по объему средств, выделяемых на реализацию нацпроектов. Мы совершенно точно не хуже смотримся, а по многим показателям превосходим наших ближайших соседей.
— Весь прошлый год КСП была одним из самых сильных ньюсмейкеров в плане новостей о преступлениях, возбуждении уголовных дел в отношении должностных лиц. У нас так все плохо или вы стали как-то работать иначе?
— Ответ здесь кроется в изменении подхода в формировании плана, когда мы спрашиваем мнение наших коллег из правоохранительных органов относительно объектов контроля, у губернатора, у депутатского корпуса. У них есть информация, которая поступает с мест, от жителей. Раньше мы формировали план по принципу «раз в три года», теперь он верстается на основе предложений наших коллег. Эффективность проверочных мероприятий возросла.
— Нам нужно изменить качество госконтроля. У нас огромное количество контрольно-надзорных органов. Их содержание нам не по карману. Не секрет, что бизнес зачастую вынужден просто откупаться. Сегодня проводится более 2 млн проверок. Это необоснованно много. Госконтроль должен быть умным, а не частым. Вы согласны?
— Частично я ответил на этот вопрос, когда говорил об изменении подходов в работе. Добавлю, что сегодня КСП проводит экспертизу актов, содержащих расходные обязательства бюджета на стадии их принятия. А раньше мы, что называется, «били по хвостам».
— В каких предприятиях и организациях были выявлены нарушения при подготовке к саммитам ШОС и БРИКС? Ранее сообщалось о выявленных нарушениях на 2 млрд рублей.
— Здесь, на объектах ШОС и БРИКС, у нас прошла не одна проверка. Если бы не те обстоятельства, которые в прошлом году вмешались в нашу с вами жизнь, это была бы одна проверка, которая закончилась бы уже весной. Мы проверили процедуры госгарантий, с которыми область выступала в отношении коммерческих кредитов, предоставляемых на строительство конгресс-холла. Мы посмотрели объекты капитального строительства и строительства дорог и новой инфраструктуры. Злоупотребления были выявлены и переросли в ряд уголовных дел.
— Алексей Александрович, вернемся к открытости в госорганах. Давайте поговорим об открытости в КСП. По итогам прошлого года, КСП Челябинской области была признана самой медийной в Российской Федерации. Зачем вам надо так много рассказывать о своей работе?
— Я уже отмечал тот факт, что аудит — инструмент по наращиванию открытости. Мы базируемся на принципах открытости при контроле расходов средств бюджета. Поэтому приняли решение для себя присутствовать в информационном пространстве, давать быструю, короткую и емкую информацию о деятельности КСП.
— У КСП Челябинской области есть свой очень хороший телеграм-канал, у которого собралось уже 3 тыс. подписчиков. Для нашего региона это очень высокий показатель. Кто ведет этот телеграм-канал и зачем вы его открыли?
— Для повышения уровня открытости КСП. Идея открыть телеграм-канал пришла в период карантина, потому что мы продолжали работать. Во время локдауна мы вынуждены были остановить свою деятельность, но мозг продолжал работать.
В конце апреля мы у себя создали рабочий чат, куда наши коллеги предлагают новости к публикации, видео, аналитические материалы. А потом коллективным разумом выбираем подходящее для публикации. Работа эта для нас оказалась новой, требующей больших усилий.
Отметим, проект «Большая редакция» создан медиахолдингом «Гранада Пресс».