Они попытались ответить на вопрос, в чем были правы кандидаты и партии в своих предвыборных кампаниях, а в чем ошибались.
По мнению всех присутствующих, прошедшая выборная кампания была очень интересной из-за обострившейся конкуренции. В ряде округов политтехнологи даже использовали приемы черного пиара: рекордсменом здесь неожиданно стал Копейск.
Эксперты отметили, что этим городом, очевидно, необходимо серьезно заниматься, поскольку обострившиеся проблемы явно дестабилизируют обстановку в самой непосредственной близости от Челябинска.
Политологи прежде всего отметили, что наиболее последовательной и яркой стала кампания «Единой России».
— Все, включая «Единую Россию» именно в лице Текслера, предлагают обновление, перемены, новые подходы к жизни и новых лиц, — отметил Александр Мельников. — Интрига голосования заключалась в том, кому избиратели доверят эти перемены, кому они верят. В этом смысле Алексей Текслер, который пришел в область с повесткой перемен, возглавив список «Единой России», сделал во многом невозможное именно с имиджевой точки зрения: консервативная партия власти оказалась партией перемен.
— Запрос на перемены объективно предполагает поиск ответа на вопрос: а у кого есть ресурсы для осуществления предвыборных обещаний? Кто реально может помочь людям? — напомнил представитель «Агентства политических и экономических коммуникаций» Андрей Лавров. — Именно партия власти сегодня реально контролирует большинство ресурсов и может направить их на решение злободневных проблем.
Политолог подвел краткий итог выборов в своеобразном жанре «разбора полетов». По его мнению, команда аэродрома (облизбирком) сработала отлично, главная эскадрилья («Единая Россия») также отлетала без особых происшествий, а вот пилоты-новобранцы в лице малых партий не дотянули до высот… Конечно, большую роль сыграл и новый командир главной эскадрильи — Алексей Текслер.
— В целом, мне кажется, что стратегия «Единой России», изначально опиравшаяся на одномандатников, в общем-то сработала, — уверен Василий Зорин. — Кандидаты добросовестно сформировали штабы, провели кампанию и отработали на совесть. Но по спискам «Единая Россия» просела. Возможно, в этом прежде всего сыграли роль внешние проблемы: кризис, коронавирус и много разных обстоятельств. Но губернатор Алексей Текслер выполнил свои обещания постепенного обновления региона и получил результат, который характеризует его как эффективного лидера и, разумеется, ко многому его обязывает. Глава региона получил полный карт-бланш и свободу действий по обновлению партии.
Что же касается малых партий, то несколько неожиданным стал достаточно неплохой результат «Партии пенсионеров».
— Лидер местного отделения Степан Фирстов показал себя как состоявшийся политик, — отметил Василий Зорин. — Вообще, партия отлично уловила настроение своего избирателя. В сегодняшней ситуации один из тех, кто реально способен помочь человеку пожилому, — это врач. Потому ставка на политиков-докторов себя оправдала.
— Кампания прошла с меньшим размахом из-за коронавирусных ограничений, — считает Сергей Филичкин. — Кандидаты практически не выходили «в поля», мало встречались с избирателями и не съезжались со сторонниками. Кампании были медийными, в основном они опирались на местных лидеров общественного мнения. Другие откровенно спекулировали на неких федеральных людях-брендах. Последние (такие, как Владимир Жириновский, например), по очевидным причинам, никогда бы не переехали в Челябинскую область. Что касается «Единой России», у нее был самый беспроигрышный вариант, так как партия опиралась на Алексея Текслера. Он и был тем мощным мотором, который вывез все на себе.
— Преодолевшая пятипроцентный барьер «Зеленая альтернатива» показала отличный старт, — считает Алексей Ширинкин. — Партия билась, как лев: она была яркая, интересная, красивая, но недостаточно ресурсная. Зажигательная кампания была и у «Партии роста», но она постучалась «не в ту дверь» — не сумела точно определить аудиторию, к которой обращается. А партия «Родина», как обычно, была своеобразна. Лидер местного отделения Сергей Смышляев пытается устраивать полемику вокруг сущностных вещей, таких как налог на сверхдоходы. Это хотя бы красиво и содержательно и не похоже на битву за детские песочницы и километр дорог. Но с повесткой, видимо, опять не угадали.
Что же касается партии «За правду!», то ее аудитория также осталась неопределенной. Акцент на личности лидера — писателя Захара Прилепина не сработал на полную мощность.
Впрочем, по мнению Евгения Маклакова, партия аккумулировала ресурсы в направлении главного удара — Рязанской области, но при этом получила хорошую медийную известность в других регионах. Теперь по итогам выборов «За правду» сможет идти на выборы в Госдуму без сбора подписей.
Фото Олега Каргаполова