Советы специалиста на эту тему — в нашей постоянной рубрике «Консультация психолога».
Фото Людмилы Ковалевой («Южноуральская панорама»)
— Ребенок стал без спроса брать себе чужие вещи. Как ему объяснить правильно, что воровство — это плохо?
На вопрос отвечает психолог, судебный эксперт Жанна Кулькова.
— Зачастую родители затрудняются дать однозначную оценку таким действиям своего ребенка, как «взял чужую игрушку», «в кармашке ребенка оказался не наш, какой-то предмет», «принес из садика машинку» и т. д. Да еще и сам ребенок поясняет: «Мне дал Семен поиграть!», «Мне Вика подарила!», «Я нашел, она ничья»… В такой ситуации родители часто теряются и не знают, как поступить. Некоторые верят ребенку или делают вид, что верят. Некоторые сразу пресекают на корню это порочное явление — детское воровство. И то, и другое не конструктивно, чревато серьезными последствиями для формирующейся личности, для правосознания, с которым всю дальнейшую жизнь человеку предстоит общаться с людьми, с обществом и, в том числе, по вопросам прав и обязанностей, по вопросам законопослушания и элементарной правовой культуры.
Более конструктивным является разговор родителей с ребенком, выяснение обстоятельств и подробностей, разъяснение причин и растолковывание последствий. Лучше потратить 10-15 минут на беседу здесь и сейчас по случившемуся факту, чем потом разглагольствовать на эту тему с сыном или дочерью, которым уже это неважно и неинтересно.
Не упускайте возможности отреагировать на конкретную ситуацию. Расспросите, разберитесь и дайте свою взрослую оценку тому, как повел себя ваш ребенок. Ведь именно в дошкольном возрасте ваша оценка, ваше мнение, ваше отношение сделает его таким, каким он будет подростком и взрослым.
Если говорить о влиянии на развитие правосознания у детей дошкольного и младшего школьного возраста родителей и всех остальных, то это соотношение 80 на 20. У подростков ближе к 14-15 годам прямо противоположное — 20 на 80 (!). Не упускайте возможность повлиять на сына или дочь, пока ребенок ходит в детский сад или в начальную школу.
Если факт присвоения ребенком чужого имущества вами, как родителем, подтверждается, то желательно вместе с ним обговорить, что делать дальше. В арсенале даже молодых родителей, в первый раз столкнувшихся с таким поведением любимого чада, есть несколько вариантов: вернуть, извиниться, предложить пострадавшему свою какую-то вещь и т. д. Но, к сожалению, родители зачастую кроме наказания провинившегося других вариантов не используют. А жаль.
Наказание, устрашение, запугивание чаще приводит к тому, что дети начинают скрывать и сами поступки, и мотивы своего поведения от мамы и папы. Быть битым ни морально, ни физически никто не хочет.
Поэтому мы всегда советуем родителям разговаривать с ребенком, слушать его и говорить самим. Даже если это совсем маленький ребёнок, такой разговор не бесполезен. Но говорить стоит на понятном ребенку языке, без сложных слов и короткими предложениями. И всегда более понятно, более интересно и доходчиво для детей использование в беседе примеров — мультипликационных и сказочных персонажей, киногероев. Их поступки и действия дети сами любят комментировать, хвалить или порицать. Воспользуйтесь этим. Предложите, например, порассуждать мальчику, что будет, если кто-то взял у супергероя нужную ему вещь. Или, например, Человек-Паук взял бы у кого-то что-то без спроса. Это сделает вашу беседу живой, интересной и запоминающейся для ребенка.
* * *
Напомним, в «Вечернем Челябинске» действует рубрика «Консультация психолога». Свои вопросы и обращения вы можете отправлять на электронную почту: vecherka-online@yandex.ru, а также по адресу: 454091, Челябинск, ул. Красноармейская, 111, с пометкой «Для рубрики «Консультация психолога».
Также свои вопросы можно оставлять в группах «Вечернего Челябинска» в соцсетях «ВКонтакте» и «Фейсбук».