Как идет мусорная реформа в Челябинской области?

«Почему в стране тормозится мусорная реформа?» — такой вопрос на пресс-конференции Владимиру Путину был задан журналистом из Магнитогорска. Глава государства ответил, что на самом деле реформа продвигается. В Челябинской области эту деятельность в трех кластерах ведет «Центр коммунального сервиса».

Фото Олега Каргаполова

Одна из главных задач мусорной реформы — уменьшить экологический вред, который наносится окружающей среде бытовыми отходами. Не секрет, что объемы мусора, который производит человечество, с каждым годом только растут. Только в зоне деятельности регионального оператора ЦКС (в Челябинском, Карабашском и Магнитогорском кластерах) ежегодно образуется около 800 тыс. тонн ТКО. Еще пару лет назад мусор вывозился на множество рассредоточенных свалок, которые были практически возле каждого населенного пункта. И никто не отвечал за безопасность их работы. Мусор попросту сваливали на небольшом удалении от деревень, засоряя природные территории.

Все начало меняться с 1 января 2019 года, когда стартовала мусорная реформа. В России был введен институт региональных операторов. Эти компании стали выстраивать в регионах системную работу по обращению с ТКО: от сбора, транспортировки и сортировки отходов (извлечение полезной фракции — вторсырья) до их последующего захоронения.

На начальном этапе ЦКС столкнулся с неразвитостью элементарной инфраструктуры. Во многих населенных пунктах даже отсутствовали контейнерные площадки. А ответственные за их организацию структуры (муниципальные власти и управляющие компании) не стремились их создавать. При ЦКС (структуре, которая стала требовать исполнения закона) ситуация стала меняться. Сегодня региональный оператор обслуживает более 25 тысяч контейнерных площадок. И их на 6 тысяч больше, чем было в начале 2019 года. Появление мест накопления позволило перейти на цивилизованный сбор ТКО и отказаться от «помешкового» сбора (при котором людям приходилось сбрасывать мусор прямо в кузов мусоровоза). При этом значительно вырос охват услугой по обращению с отходами. В Челябинском кластере этот показатель достигает практически 100%, в Магнитогорском превышает 98%, а в Карабашском — 97,7%.

Отметим, что до старта мусорной реформы на рынке было множество компаний-перевозчиков. И никто фактически не контролировал качество их работы. «Центр коммунального сервиса» (как региональный оператор) стал предъявлять единые требования ко всем компаниям, занятым в вывозе ТКО. При ЦКС был введен цифровой контроль за вывозом отходов. Сегодня все подрядчики обязаны фиксировать на фото факт обслуживания контейнерных площадок. Работа отслеживается через систему ГЛОНАСС, датчики которой установлены на мусоровозах. Иными словами, региональный оператор ежедневно отслеживает, когда и во сколько прибывают на контейнерные площадки машины, куда они вывозят отходы. Система также позволяет автоматически фиксировать вес вывозимых отходов.

Таким образом, вариантов, что кто-то решит сэкономить на транспортировке и выгрузит мусор в ближайший лес, а не отвезет на полигон, просто нет. Выручка подрядчиков жестко привязана к весу отходов, которые они привезут на полигон.
В рамках мусорной реформы в регионе создаются новые объекты инфраструктуры.

В Магнитогорском кластере строятся мусоросортировочный комплекс и полигон захоронения отходов (работу по концессионному соглашению ведет ООО «Управление отходами»). На полигоне ТБО в Полетаево (который принимает отходы из Челябинского и Карабашского кластеров) вводятся в строй новые мусоросортировочные комплексы, в планах обустройство карты полигона. Комплекс обработки отходов вскоре появится в Южноуральском городском округе.
Вся работа направлена на планомерное решение задач национального проекта «Экология». К 2024 году весь мусор, который образуется в регионе, должен подвергаться обработке на сортировочных комплексах. При этом из него должно извлекаться не менее 10% полезной фракции (вторичного сырья).

Источник

Comments (0)
Add Comment