Интервью с Иваном Владимировичем Кинёвым, заместителем начальника управления ЖКХ администрации города Челябинска.
Фото из личного архива И.Кинева
— Иван Владимирович, какие задачи стоят перед вами как заместителем начальника управления ЖКХ администрации города Челябинска?
— Под моим началом три отдела, три направления. Первое — это контроль за качеством жилищных услуг, которые предоставляют управляющие компании. В рамках своих полномочий мы осуществляем муниципальный контроль жилищного контракта. Второй отдел — это капитальный ремонт многоквартирных домов. Специальная комиссия по признанию домов ветхоаварийными или непригодными для жилья включает такие дома в реестр для переселения в качественное жилье. Работа эта непростая, трудоемкая. И третье направление — выполнение национального проекта «Формирование современной городской среды». Проект включает федеральное финансирование при условии субсидирования из областного и городского бюджетов.
— И как вы осуществляете муниципальный контроль за качеством жилищных услуг?
— В этом году практически не осуществляем контроля. Поясню почему. Есть Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в целях развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства». Председатель правительства РФ Михаил Мишустин наложил мораторий на всевозможные проверки малого и среднего бизнеса, к которому относятся и управляющие компании, объявлены «налоговые каникулы» и так далее.
Естественно, когда возникают нарушения, грозящие жизни и здоровью людей, мы обязаны реагировать, провести проверку ненадлежащего качества жилищных услуг. Но таковых нарушений нет. Тем не менее в месяц поступает до 100 обращений от граждан. Уточню, что пожаловаться они могут только через систему ГИС ЖКХ, через авторизацию в личном электронном кабинете ЕСС. Упомяну еще один Федеральный закон — «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Согласно ему, гражданин должен прийти с жалобой и паспортом в соответствующий орган. После этого обращение становится документом. А так как не все горожане правильно оформляют документ, то только процентов десять жалоб принимаются для реагирования. Мы проверяем факты, и в большинстве случаев можем помочь решить проблемы. Проблемы же системного характера или федерального масштаба мы решить не в состоянии. Но их единицы.
Здесь и далее фото Олега Каргаполова
— Так с чем же приходят граждане или обращаются в электронном виде?
— Например, контейнерная площадка завалена мусором. Причина бывает банальной: сломался мусоровоз, произошел сбой графика. Несомненно, управляющая компания должна мусор убрать либо выяснить, кто это должен сделать. Проводим выездное совещание с привлечением регоператора ТКО, УК и выясняем, кто что должен убрать.
Часто обращаются по причине отсутствия по стояку холодной или горячей воды. Выясняется, что на седьмом этаже повреждена система водоснабжения и затапливает соседей этажами ниже. Управляющая компания вынуждена перекрыть подачу воды во избежание дальнейших разрушений и причинения ущерба. Собственник аварийной квартиры долго не объявляется. Но УК все равно должна действовать — разыскивать, обращаться в суд, вскрывать квартиру и устранять неполадку.
Еще пример — протекает крыша. Если частично нарушено покрытие, то провести текущий ремонт для управляйки не предоставляет труда. Управляющая компания, как правило, откликается, оперативно устраняет протечку. Сложнее, когда крыша разрушена более чем на 70 процентов. Тогда все зависит от регионального оператора по капремонтам.
— То есть каких-то проблем с управляющими компаниями у вас нет?
— Почему же? Они есть. Прежде всего, большое количество домов находится без управления как такового. Управляйки, отработав контракт по обслуживанию домов, отказываются продлевать его по причине экономической нецелесообразности. В некоторых домах часть жильцов платят за коммунальные услуги, часть сознательно не платят. Денег нет, а Госжилинспекция обязывает выполнить в срок их различные требования. Понимая, что без сбора основных или дополнительных средств предписания Госжилинспекции будут не выполнены, управляйки по истечении срока обслуживания контракт не продлевают.
Мы помогаем собственникам жилья по выбору способа управления МКД. Но если дом без управления, то мы выставляем такие объекты на конкурс. Были, к сожалению, такие дома или группа домов, которые выставлялись на конкурс по четыре-пять раз в год. К концу 2019 года у нас накопилось почти 200 домов без управляек. Но в 2020 году мы выровняли ситуацию и 160 домам определили управляющие компании. Они могут приступать к работе. В ближайшее время еще 50 домов получат обслуживание компаний. Другое дело, что «отказники» опять появляются по вышеуказанным причинам. Но мы работаем над этими проблемами.
— Вы сказали, что национальный проект «Формирование современной городской среды» — одно из приоритетных направлений управления ЖКХ.
— Это так. Челябинцы достаточно активны, информированы. При поддержке депутатов, муниципальных чиновников идут рейтинговые голосования, определяются территории для общего пользования, которые необходимо благоустроить в первую очередь. Отмечу успешную работу в Ленинском, Калининском, Курчатовском и Тракторозаводском районах. Перечислю и удачные объекты: озеро Смолино, сад Плодушка, Университетская набережная, Чайковского, 70, парк им. Терешковой…
Да вы и сами можете заметить, как преображается Челябинск в лучшую сторону! У меня двое сыновей, я люблю с ними погулять по центру города, где появилось немало интересных мест общего пользования. И хотя, например, в Советском районе тяжело развернуться, много старых домов с мизерными дворовыми площадками, тем не менее и здесь происходят преобразования. А для окраин Челябинска, в новых микрорайонах большой простор для творчества. Там, действительно, появляется современная городская среда.
— Вы упомянули про отношения с регоператором по ТКО и регоператором по капитальному ремонту.
— Не все так просто в наших взаимоотношениях, но это тема отдельного разговора.