Советы специалиста читайте в нашей постоянной рубрике «Консультация психолога».
Фото Вячеслава Шишкоедова (из архива «Южноуральской панорамы»)
— Ребенок в этом году идет в первый класс. Очень боится. Как помочь ему преодолеть этот страх, а также справиться со своими опасениями по поводу того, насколько он сможет ужиться в новом коллективе?
На вопрос отвечает детский психолог Оксана Ледкова.
— Совсем скоро наступит 1 сентября. И несмотря на особенности обучения в 2020 году (заочное, дистанционное и т. д.), все в ожидании этого важного периода. Особенно волнуются мамы и папы будущих первоклассников. Ведь ребенок уже вырос, он не дошкольник, а будущий первоклассник — это новый социальный статус, который несет за собой и новые нормы, правила и требования.
Многие родители задаются тревожными вопросами: «А мой ребенок уже готов к школе?», «А если у него ничего не будет получаться?» и т. д. Здесь нет однозначного ответа, готов ребенок к обучению или нет, все индивидуально и зависит от личностных особенностей самого ребенка, возрастной ситуации развития и даже психологической позиции родителей.
Понятие «готовность к школе» предполагает определенную степень зрелости всего организма ребенка, а также его нервной системы, которая достаточно готова к повышенным умственным и физическим нагрузкам. Как правило, принято выделять физическую, интеллектуальную и личностную готовность ребенка к обучению в начальной школе. И в этом списке интеллектуальная готовность ребенка — не самая важная.
Если ваш ребенок бегло читает, быстро решает и отлично пересказывает текст, это еще не показатель его сформированной готовности к новой, более взрослой роли первоклассника. На данном этапе, главным будет являться его личностная готовность к новым изменениям, его психоэмоциональная устойчивость к новым требованиям, его волевые ресурсы к новым нормам и правилам. Ведь меняется весь ритм и образ жизни, режим, и не только у ребенка, но и у всей семьи.
Поэтому одной из важных задач родителей будет являться создание эмоционально позитивного настроя у себя и своего ребенка. Расскажите своему чаду, что нового, интересного он узнает и услышит в школе, как познакомится с новыми друзьями, какие интересные и веселые будут первые уроки. Настраивайте ребенка и себя на хорошее, позитивное, интересное школьное путешествие и напоминайте ему, что вместе справитесь со всеми сложностями или вопросами, если они возникнут. Ребенок должен видеть и чувствовать вашу помощь и поддержку в самый ответственный момент, следовательно адаптационный период привыкания и включения в школьную жизнь у ребенка, будет протекать легче и быстрее.
Общие рекомендации родителям будущих первоклассников
• Поддержите в своем ребенке его стремление стать первоклассником. Искренне интересуйтесь его школьными делами и успехами.
• Не ругайте и не наказывайте ребенка за ошибки или неудачи. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, конечно же, он не может все знать и уметь. Любой человек имеет право на ошибку, тем более первоклассник.
• Помогите своему ребенку с выстраиванием нового режима дня, совместно составьте письменный распорядок дня, (желательно, чтобы он располагался на видном месте, перед глазами) и помогайте следить и соблюдать этот режим. Самостоятельно первоклассник вряд ли справится, навык соблюдения режима нужно формировать.
• Максимально оценивайте и хвалите за различные заслуги своего первоклассника. Это отличная мотивация и поддержка его будущих достижений, а также повышение самооценки и личной значимости первоклассника.
• Грамотно организуйте домашнее рабочее место ребенка. Оно должно нравиться ребенку, быть комфортным: стул и стол должны соответствовать росту ребенка, свет должен падать с левой стороны, если ребенок — правша. Чем приятнее ребенку находиться за своим рабочим столом, тем комфортнее, легче и быстрее он справляется с выполнением домашних заданий.
• При подготовке домашнего задания присутствие и помощь родителя на первых порах обязательна. Родитель помогает до тех пор, пока ребенок самостоятельно не освоится и не поймет весь процесс домашней подготовки. Часто бывает, что «взрослая» направляющая помощь в выполнении домашнего задания может понадобиться и не только в первом классе.
• В своих ожиданиях нужно исходить из реальных возможностей своего ребенка. Не требуйте невыполнимого. Не бойтесь плохих отметок или плохого поведения — это тоже приобретение опыта и для вас, и для ребенка. Опыт проживания сложных ситуаций очень важен и полезен.
• Несмотря ни на что, всегда верьте в себя и возможности своего ребенка. Школьная жизнь полна разных событий и ситуаций. Родителям нужно быть готовым поддержать ребенка в любой ситуации, помочь стать ему первоклассником и психологически, и морально.
* * *
Напомним, в «Вечернем Челябинске» действует рубрика «Консультация психолога». Свои вопросы и обращения вы можете отправлять на электронную почту: vecherka-online@yandex.ru, а также по адресу: 454091, Челябинск, ул. Красноармейская, 111, с пометкой «Для рубрики «Консультация психолога».
Также свои вопросы можно оставлять в группах «Вечернего Челябинска» в соцсетях «ВКонтакте» и «Фейсбук».