С такой темой состоялся первый после вынужденного перерыва из-за пандемии коронавируса «Сигарный клуб» медиахолдинга «Гранада Пресс».
Тема, как оказалось, очень интересная. Тем более, что в Челябинск приехали представители новой партии «За правду», создал которую Захар Прилепин – популярная в России личность. «Заправдисты» появились в нашем городе не просто так. На предстоящих выборах в Законодательное собрание Челябинской области они намерены поддержать своего кандидата Дмитрия Довбню, известного у нас общественного деятеля.
Тема собрала в «Сигарном клубе» экспертов: Николая Новичкова, секретаря ЦИК партии «За правду», одного из авторов программы и идеологии партии; Сергея Колобова, заместителя председателя общественного движения «Развитие регионов»; Виталия Иванова, доктора исторических наук; Евгения Маклакова, представителя движения «Пиар-Дозор»; Александра Мельникова, политолога; Андрея Лаврова, политолога; Дмитрия Довбню, председателя регионального отделения партии «За правду».
Модератором «сигарника» был Сергей Филичкин (на снимке слева), директор ИГ «Вечерний Челябинск». Он и открыл заседание клуба, предоставив слово гостю из Москвы.
Николай Новичков, заявив, что он начинающий политик, начал, как это ни странно может показаться, с русского поэта Сергея Есенина.
Николай Новичков:
– Вот эти самые минуты Захар Прилепин на «Кировке» рядом с книжными развалами встречается с читателями, отвечает на их вопросы, раздает автографы. Он начал встречу с рассказа про то, что один модный режиссер взялся за экранизацию романа о Есенине. Не того, который написал Захар, а другого писателя, где поддерживается версия убийства поэта, а не его самоубийства. Несмотря на то, что Прилепин расходится с автором, он всецело поддерживает экранизацию. Модный режиссер взялся не за фантастический боевик, не за любовные страсти, а за биографию русского поэта. Потому что Россия литературно-центрична. Она читает, пусть меньше, чем раньше, пусть больше специализированного, но читает.
Россия мыслит, что вселяет оптимизм. Поэтому утверждения, что идеология уходит на второй план -– ошибочны. Деидеологизация общества происходит, но это можно и нужно поправить. У партии «За правду» есть идеология, а не просто фиксация новой партии. И в нашу политическую организацию вливаются люди, которые соглашаются с этой идеологией, или соглашаются частично, но готовы действовать. Они понимают свои обязанности во время выхода из кризиса, принимают объявленные нами ценности и готовы бороться за эти ценности.
Тут московского гостя нетерпеливо перебил политолог Андрей Лавров.
Андрей Лавров (в центре)
– Партии разделяются на три принципиальных категории: лидерская (пример этому ЛДПР), идеологическая и экономическая (будем едины и непобедимы). Совершенно очевидно, что в чистом виде такие партии редкость, категории, как правило, всегда смешаны в той или иной степени. Вспомним, что общество развивается циклично, стабильность доводит до кризиса. Кризис приводит к революциям – правым или левым. Страна переживает период кризиса, присутствуют классические признаки революционной ситуации: низы – не хотят, верхи – не могут.
На этом фоне появляется революционная партия «За правду». Не возникнет ли цикличная ситуация: сначала комиссары в пыльных шлемах, потом вождизм, потом застой…? Но в чем эволюционный феномен партии «За правду»? Личность Захара Прилепина свежа, интересна миллионам людей. Тем не менее напомню, что он наследник Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова (запрещена на территории РФ). Его ближайший соратник Александр Казаков – представитель русской религиозной философской мысли, приверженец философа Ильина, которого также любит и президент Владимир Путин. Возрождение России с патриотической имперской идеологией. А это – часть электората и «Единой России» и ЛДПР, которая уйдет к «заправдистам», потому что у них востребованный политический продукт.
– Традиционные, патриотические ценности – это только одна часть нашей идеологии, – пояснил Николай Новичков. – Кроме этого мы призываем к контрэлитной революции. Партия «За правду» говорит: «Хватит врать!» Мы еще продолжаем падать на экономическое дно, а нам говорят, что мы начали подниматься… Партия делает запрос на человека не нищего, но и не богатого.
Я из такой среды, поработал даже на государственных постах. Но система меня отторгла, я не готов играть по тем правилам, которые она определяет. Мы ставим на нормальных людей, которые есть и справа и слева.
На нашем съезде Захар Прилепин определил основные ценности: Бог есть, семья – это мужчина и женщина и их дети, государство должно отстаивать свои интересы даже если за них нужно воевать и т. д. При этом мы отмечаем, что государство может быть неправым, его нужно поправлять. Идеология партии строится на общих ценностях. Партия молодая, мы готовы дискутировать. Напомню только, что в той же партии «Родина» есть правые и левые блоки. Например, Рогозин, Бабурин с одной стороны, Геращенко – с другой. «За правду» – это не реинкарнация какой-либо партии, это ответ на запрос общества, это – лево-правая контрэлитная партия. И дальнейший ее путь определит общероссийская партийная конференция.
Виталий Иванов отнесся к идеологии «заправдистов» несколько скептически.
– Я посмотрел ваш сайт, изучил концепцию и основные доктрины, какая у вас политическая и экономическая системы, реализация внешней и международной политики… При этом надо учитывать, что идет глобализация экономики и культуры, что мир уходит от идеологического противостояния к цивилизованному противостоянию. На первый план выходит защита национального интереса. На второй план уходит старая классификация партийцев: «коммунисты, либералы». Сейчас идеология на национальном уровне строится на конкретных реальностях. Со стороны глобальных сил идет мощное противодействие национальному. Поэтому и левые, и правые, и консерваторы могут объединиться под одним знаменем. Но у партии «За правду» экономический блок написан на коленке. Дескать, мы итоги приватизации пересматривать не будем, но постараемся возместить гражданам их потери. Кто и как будет возмещать? Компании, организации 90-х, уже давно ушли с арены, появились новые хозяева и т. д. Получается популизм чистейшей формы. Перейдем к природным ресурсам. Партия призывает создавать народные компании, социальную дифференциацию. Но о природной ренте говорит даже «Единая Россия». Надо понимать, что подобное – удел западных демократий, реальности России – другие.
Александр Мельников:
– Все так радуются за этот проект. Тут прозвучало, что у партии «За правду» чуть ли не у единственной есть идеология. Что это феномен на общеполитическом российском фоне. Спустимся на землю, на Южный Урал. Посмотрим персоналии. Кто у нас будет баллотироваться в Законодательное собрание от «заправдистов»? Дмитрий Довбня, мы знаем его биографию, знаем его политическую жизнь. Очевидно, что у Дмитрия национал-патриотическое направление. Скорее всего, люди региона пойдут за ним, им нужно решать серьезные вопросы. Идеология идеологией, а личности многое решают. Считаю, что «За правду» может занять определенную нишу, потеснить системные партии – ЛДПР, коммунистов, «Единую Россию» и получить отток электората в свою сторону.
Дмитрий Довбня:
– Я занимался и занимаюсь предвыборными кампаниями, стратегическими разработками, в частности, стратегией развития города Челябинска. Поэтому могу сказать – людям нужен образ будущего. Если его не нарисовать, никто ничего делать не будет. В Советском Союзе существовали, к примеру, пятилетки, которые призывали выполнить за три года. Или через двадцать лет жить при коммунизме. Перейдем на современный пример.
Корейцы придумали тачскрин, но никому он не был нужен долгое время. Но Джобс – промоутер и визионер прежде всего – решил, что это круто и стал воспитывать целевую аудиторию. Сначала появились айпады, потом айфоны, и вот публика готова к тачскринам. Все это маркетинговая стратегия, которая заглядывает в будущее. Теперь перейдем в наши дворы. Если вы предложите жителям убрать машины из дворов, то сейчас получите противодействие. Людям удобно ставить машины во дворе. Но другим неудобно отдыхать там, где много машин. И нужно заглядывать вперед чуть дальше. Не стоит идти только за сиюминутными желаниями людей. Нужен план, нужен образ будущего. Нужна гражданская активность. Челябинцев можно разделить на две категории «горожане» (активисты) и «городские пассажиры» (пассивные жители).
Сергей Колобов:
– Люди ищут ту силу, которая поможет получить ответы на несправедливость, и не получают ее. Бело-розовое, желто-коричневое политическое пространство не дает этого. Партия «За правду», за которой стоит идеология, очень ожидаема. Станет ли она той силой или нет – вопрос. Избирателю нужна прежде всего внятная политическая программа, как сказал Дмитрий, образ будущего. Другое дело, что позиционирование себя в качестве лево-правой контрэлитной партии проблематично. Это значит, и анархисты, и монархисты под одни знамена? На Западе уже давно классические партии перемешались: социалисты объединяются с правыми либералами, появляются лево-консервативные, право-центристские и т. д. партии. Такая эклектика не нова. Вспомним хотя бы меньшевиков и большевиков – и те, и другие были коммунистами. Но к чему это привело? Поэтому самые главные вопросы: С чем вы идете во власть? Какой у вас образ будущего?
Николай Новичков:
– Все кроется в названии партии «За правду». Хватит вранья, надо честно рассказывать людям правду. Название не сразу родилось. Были длительные мозговые штурмы, дискуссии. Иван Охлобыстин, например, против наших цветов, брендбука, названия. Но его устраивают кадровый состав в нашей партии, ее идеи. Мы растем, развиваемся, все что появляется о нас в интернете, и даже в Википедии, уже можно ревизировать и менять. Окончательно наша программа и идеология будет отредактирована на всероссийской партийной конференции.
Сергей Филичкин, подводя итог заседания «Сигарного клуба», сказал:
– В последние годы происходит деградация политической жизни. Самое большее, на что способны партии – это провести праздник двора или устроить хоровод вокруг покрашенной лавочки. Мне бы хотелось, чтобы партии смотрели вперед на 5, 10, 20 лет. Или даже на 100, как в Китае. Хорошо, что появляются новые идеологии, они способны оживить жизнь. Партийные идеологии будут соревноваться, конкурировать. Значит, будет прогресс в обществе.