Нужно ли бороться с синдромом отличника

Совет специалиста в нашей постоянной рубрике «Консультация психолога».

Фото Дмитрия Куткина

— Дочь учится в 9-м классе. Отличница. Участвует в олимпиадах, посещает спортивные секции, хочет быть во всем лучшей, но очень тяжело переживает если проигрывает или получает плохую оценку. Что делать?

На вопрос отвечает детский психолог Оксана Ледкова.

— Ребенок с высокими достижениями, увлеченный учебой и турнирами, имеющий только положительные отметки в дневнике и стопки грамот и дипломов — мечта любых родителей. Но у каждой медали две стороны, и такая идеальная картина успешного ученика-отличника — не всегда показатель реальной ситуации и объективной картины происходящего.

Стремление ребенка всегда быть лучшим часто является проявлением его неуверенности в себе. Причины этой неуверенности могут быть различны — его внешность, взаимоотношения с друзьями, личностные особенности взрослеющего подростка и т. д.

Также, часто дети становятся продолжением амбиций своих родителей, которые и к себе, и к ребенку предъявляют повышенные требования, тем самым формируя этот синдром отличника. В ребенке формируется так называемый перфекционизм, стремление достигать во всем идеала. Даже незначительные неудачи и неуспешность такой ребенок воспринимает как поражение, проигрыш.

«Слепая» погоня за достижениями легко может обернуться депрессивными состояниями или психосоматическими болячками (когда без видимой на то причины заболит голова, живот, возникают приступы тошноты и т. д.). Страх совершить ошибку, сделать что-то не так, сильно мешает ребенку-перфекционисту нормально учиться и полноценно радоваться жизни.

Быть всегда первым — это тяжело и физически, и психологически, и морально.

Такая ситуация может спровоцировать ряд проблем:

Сильная зависимость от мнения окружающих;

Неумение проигрывать и, как следствие, чувство вины за проигрыш;

Болезненная ранимость, обидчивость;

Эмоциональная неустойчивость.

Как помочь ребенку с синдромом отличника. Рекомендации родителям:

Умерьте свои амбиции. Все дети имеют разный уровень развития и интеллектуальных способностей, и далеко не всегда это высокий природный потенциал. Как говорится, «выше себя не прыгнешь». Для одного ребенка потолок отметки «5», для другого — «3». Поэтому скорректируйте свои ожидания по отношению к ребенку, снизьте планку требований. Успешность в жизни далеко не всегда зависит от оценок в школе, важнее психологическое здоровье и счастливое детство, которое ребенок с удовольствием будет вспоминать всю жизнь. Лучше сосредоточьте внимание на самом ребенке, его душевном состоянии, а не на оценках и количестве дипломов.

Формируйте правильное отношение к обучению и оценкам. Ситуации оценивания будут всегда и везде, и не только в рамках школьного обучения, главное — как к ним относиться. Недопустимо, чтобы оценки и отметки полностью определяли настроение ребенка, его состояние и самооценку. Важно, чтобы ребенок чувствовал и понимал, что любовь родителей к нему не зависит от его успехов или неудач. Хвалите ребенка даже за самые скромные успехи и достижения и оказывайте поддержку при неудачах, тем самым доказывая, что в любой серьезной ситуации вы не бросите ребенка, не заругаете, а поможете и поддержите.


Любой человек имеет право на ошибку.
Для ребенка любого возраста нужен опыт побед и поражений. При этом задача родителя — объяснить своему чаду, что без поражений не бывает побед. Это закономерность. Ребенок, равно как и взрослый, имеет право на ошибку. Это хороший опыт преодоления трудных ситуаций — такой опыт важен и нужен для формирования характера.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Ребенка можно сравнивать только с самим собой (вчерашним, позавчерашним…), но не в коем случае с другими детьми. Особенно, если другие дети более успешны и талантливы. Этими сравнениями вы можете травмировать психику ребенка, лишая его принятия, поддержки и любви. Ваша родительская любовь — безусловна.

Развивайте позитивное мышление. Наша жизнь намного ярче и богаче, чем то, что мы видим вокруг (или позволяем себе видеть). Поэтому нужно учить себя и своих детей более позитивно мыслить, жить и воспринимать окружающий мир. Люди с развитым позитивным мышлением — оптимисты, следовательно, они легче проживают любые невзгоды и трудности, легче общаются со сверстниками, просто легче живут. Весь мир для оптимистичных людей — это интересное приключение, путешествие, где они сами выбирают друзей, увлечения, хобби и эмоциональные реакции.

В наших силах помочь детям состояться и при этом быть счастливыми. Важно научить ребенка балансу между стремлением к успеху и другими не менее важными и интересными аспектами полноценной жизни.

* * *
Напомним, в «Вечернем Челябинске» действует рубрика «Консультация психолога». Свои вопросы и обращения вы можете отправлять на электронную почту: vecherka-online@yandex.ru, а также по адресу: 454091, Челябинск, ул. Красноармейская, 111, с пометкой «Для рубрики «Консультация психолога».

Также свои вопросы можно оставлять в группах «Вечернего Челябинска» в соцсетях «ВКонтакте» и «Фейсбук».

Источник

Comments (0)
Add Comment