За справедливостью пенсионерка пошла в суд, однако Фемида оказалась слепа к правоприменительной практике.
Мошеннических схем по отъему жилья великое множество. Порой диву даешься, как ловко проворачиваются хитроумные сценарии. И чаще всего именно пожилые граждане становятся жертвами мошенников. Но как это ни печально, порой случается, что без квадратных метров на старости лет оставляют родные люди, те, с кем под одной крышей было прожито несколько десятилетий, а горести и радости, как и водится, делились поровну. Именно так случилось в жизни челябинской пенсионерки Светланы Корнеевой, которая обратилась за помощью в редакцию «Вечернего Челябинска».
История, как и многие другие, касающиеся наследственных вопросов, запутанная. Но даже опытных юристов в данном случае удивляет позиция Фемиды и стражей правопорядка.
Как рассказала челябинская пенсионерка Светлана Корнеева, в декабре 1971 она вышла замуж. При этом для ее супруга Владимира Корнеева это был второй брак. Много лет супружеская чета прожила душа в душу. В 1997 году, посовещавшись, решили приобрести еще одну квартиру с прицелом на то, что в будущем эта недвижимость поможет обеспечить безбедную старость. Купленная квартира была оформлена на Владимира Ивановича, но мужчина заверял супругу, что без ее ведома с недвижимостью ничего делать не станет. Тем более, что квадратные метры приобретены в законном браке, а значит, считаются совместно нажитым имуществом.
После покупки квартира долгое время стояла закрытая, никто в ней не жил. Чем и воспользовались мошенники: в 2011 году неизвестные, провернув сомнительную сделку, о которой супруги Корнеевых даже не подозревали, присвоили себе чужую недвижимость. Узнав об этом, супружеская чета обратилась в правоохранительные органы. По факту мошенничества было возбуждено уголовное дело: расследование, суд, приговор преступникам, борьба за возврат украденных квадратных метров — все это супружеская пара стойко пережила. Квартиру вернули и вновь зарегистрировали на Владимира Ивановича. Кстати, помощь в этом вопросе супругам оказывал сын от первого брака Владимира Корнеева, который на тот момент работал в полиции.
К сожалению, в 2019 году Владимира Ивановича Корнеева не стало. Немного придя в себя после похорон, вдова Светлана Николаевна вспомнила, что необходимо вступить в права наследования. Однако при обращении к нотариусу выяснилось, что квартиры, которая была приобретена в браке и считается совместно нажитым имуществом, в наследственной массе нет. А значит, наследовать эти квадратные метры Светлана Николаевна не может. По совету нотариуса, вдова обратилась в МФЦ, чтобы получить выписку из единого государственного реестра недвижимости. И только благодаря этому документу выяснилось, что еще 2014 году квартира стала собственностью сына Владимира Корнеева от первого брака. И это несмотря на то, что мужчина не имел никакого право на эту недвижимость.
Понятно, что к такому повороту событий Светлана Корнеева оказалась не готова. Распутывая клубок странных событий вокруг квартиры, женщина выяснила, что в 2014 году доверенность на отчуждение недвижимости по договору дарения непонятным образом получила теща сына Владимира Корнеева от первого брака. Как они утверждали, мужчина сам подарил это жилье. Однако действующее российское законодательство не позволяет совершать какие-либо сделки с недвижимостью, которое является совместно нажитым имуществом в браке, без нотариально заверенного разрешения второго супруга. Каким образом мужчине удалось обойти эту тонкость, остается загадкой. Затем женщина переоформила жилье на своего зятя, а тот, недолго думая, пустил квартиру с молотка.
В поисках справедливости пожилая женщина обратилась за помощью к юристам, которые посоветовали решать этот непростой квартирный вопрос в судебном порядке. Кстати, изучая судебную практику, юристы, которые согласились помочь Светлане Корнеевой, выяснили, что похожая ситуация несколько лет назад рассматривалась в суде Калининского района. Тогда суд при рассмотрении дела обратил внимание, что признавать сделку незаконной и расторгать ее нет необходимости. Достаточно оценить стоимость недвижимости и запросить компенсацию за проданное без ведома второго супруга жилье. Кстати, аналогичной позиции придерживается и Конституционный Суд, который в мае этого года дал соответствующие разъяснения относительно принятия решений по подобным сомнительным сделкам.
Однако суд Советского района Челябинска, который рассматривал иск Светланы Корнеевой, с требованием о компенсации за незаконно проданное жилье, по какой-то причине проигнорировал имеющуюся судебную практику, а также разъяснение Конституционного суда. Судья не стала искать легких путей, а потому разбирательство затянулось надолго и велось по всем законам жанра с приглашением свидетелей и проведением допросов.
При этом, как рассказала Светлана Корнеева, в качестве свидетелей приглашались бывшие коллеги сына Владимира Ивановича от первого брака, которые и по настоящее время являются сотрудниками полиции. Но ни один из них так и не сообщил в ходе судебного разбирательства каких-либо важных обстоятельств, касающихся сделки с квартирой. Все они утверждали, что были лишь свидетелями телефонного разговора супругов о проводимой сделке с недвижимостью, в ходе которого Светлана Николаевна, якобы дала устное согласие на оформление дарственной, при этом никто из них не смог пояснить, как они поняли, что Владимир Корнеев разговаривает по телефону именно со своей супругой. Более того, в показаниях свидетелей также есть несоответствия: одни утверждали, что пожилой мужчина разговаривал по мобильному телефону, на котором была включена громкая связь, другие же, напротив, уверяли суд, что громкая связь была выключена. Не смогли свидетели пояснить и ряд других обстоятельств. Тем не менее суд отказался удовлетворить требования по взысканию компенсации.
В поисках справедливого судебного решения челябинка дошла до председателя Верховного суда. Однако он отказался рассматривать обращение, сославшись на то, что пропущены сроки на подачу жалобы.
В настоящее время кассационная жалоба находится в Седьмом кассационном суде общей юрисдикции. В первой половине октября должно состояться ее рассмотрение.
Также пенсионерка написала заявление в полицию с просьбой проверить наличие состава преступления в действиях сына от первого брака Владимира Корнеева и его тещи. В городском управлении МВД «Вечернему Челябинску» подтвердили, что подобное заявление действительно было принято. Однако состава преступления стражи правопорядка не обнаружили, а потому в возбуждении уголовного дела было отказано.
— Проверка по обращению Светланы Николаевны Корнеевой проводилась, но подобные наследственные споры лежат в плоскости имущественно-хозяйственных правоотношений, а потому должны решаться в судебном порядке, — обратили внимание в силовом ведомстве.
Кроме того, летом этого года Светлана Николаевна обращалась в следственный отдел СУ СК России по Челябинской области с просьбой проверить законность действий сотрудников областного Управления Росреестра. Пенсионерка считает, что они допустили халатность. Однако на свое обращение челябинка получила ответ:
«…Рассмотрением обращения установлено, что фактически вы выражаете несогласие с действиями сотрудников Управления Росреестра, не приводя при этом конкретных сведений о совершении преступления. Проверка законности и обоснованности решений, принятых должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших. Таким образом, оснований для проведения проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК РФ по вашему заявлению не имеется, поскольку достаточных данных, указывающих на совершение сотрудниками Управления Росреестра преступления, подследственного органам Следственного комитета России, в нем не содержится…».
Сложившуюся ситуацию «Вечерке» прокомментировал адвокат пенсионерки Андрей Ким. По мнению юриста, сотрудники полиции не провели в полном объеме проверку.
— Действия сотрудников полиции неоднократно были обжалованы в прокуратуру Советского района города Челябинска, — обратил внимание Андрей Ким. — В каждом конкретном случае сотрудники прокуратуры соглашались с доводами, изложенными в жалобе на неправомерные действия должностных лиц, указывающих на неполное проведение проверки, в связи с чем постановление об отказе в возбуждении уголовного дела отменялось и дело снова направлялось в отделение полиции для проведения дополнительной проверки. Однако указания прокуратуры сотрудниками полиции игнорируются, проверка по данным, указанным в заявлении по настоящее время в полном объеме и надлежащим образом не проведена. Что касается обращения к прокурору области с просьбой взять данное дело под личный контроль, то и это никаких результатов не принесло, был лишь получен ответ с рекомендациями обращаться в соответствующую инстанцию. Как бы там ни было, в дальнейшем планируем добиваться от соответствующих органов проведения всесторонней проверки по фактам, изложенным в заявлении в полном объеме, а в случае установления определенных оснований — и возбуждения уголовного дела. Что касается действий сотрудников Следственного комитета, то они передали заявление также в отдел полиции Советского района для проведения проверки по указанным доводам. В данном случае моя позиция по действиям сотрудников Следственного комитета однозначная: в связи с тем, что в заявлении было указано на необходимость проведения проверки, в том числе и в отношении действий лица, являющегося спецсубъектом, то есть действующим сотрудником полиции, передача заявления гражданина для проведения проверки сотрудниками полиции не основана на законе, поскольку производство таких действий является прерогативой Следственного комитета либо прокуратуры.
Несмотря на то, что суд первой инстанции проигнорировал правоприменительную практику и отказался признавать сделку недействительной, а стражи правопорядка не видят в данном случае мошеннического преступления и халатности, Светлана Корнеева и ее адвокат все же надеются добиться справедливости.
— Законодательством предусмотрены способы достижения справедливости в рамках правового поля, поэтому считаем необходимым использовать все возможности, — добавил Андрей Ким. — В том числе и дальнейшее обжалование судебных постановлений в судах высших инстанций.
Редакция «Вечернего Челябинска» направила официальный запрос в областную прокуратуру с просьбой обратить внимание на ситуацию и провести всестороннюю проверку. По результатам проверки прокуратуры Челябинской области наша редакция получила официальный ответ, в котором сотрудники надзорного ведомства подтвердили наличие нарушений уголовно-процессуального законодательства.
— Установлено, что в отделе полиции «Советский» по данному факту проводится доследственная проверка, по результатам которой отделом полиции принимались решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Указанные процессуальные решения прокуратурой района отменялись как незаконные, материал направлялся для проведения дополнительной проверки. Ранее прокуратурой района начальнику УМВД России по городу Челябинску вносилось требование об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства, по результатам рассмотрения которого три должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, — обратили внимание в областной прокуратуре. — Повторное изучение материала проверки показало, что нарушения уголовно-процессуального законодательства до настоящего времени не устранены, законное и обоснованное решение не принято. Участковым уполномоченным отдела полиции «Советский» 13 сентября текущего года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, которое прокуратурой района признано незаконным и отменено 20 сентября. Материал направлен в отдел полиции «Советский» для дополнительной проверки. Таким образом, сотрудниками отдела полиции «Советский» Управления МВД России по городу Челябинску вопреки требованиям уголовно-процессуального законодательства необходимые проверочные мероприятия в объеме, указанном прокуратурой района, не проводились. В этой связи в адрес городского управления МВД 28 сентября направлено представление об устранении нарушений уголовно-процессуального законодательства, допущенных в ходе проверки.
Как заверили нашу редакцию в надзорном ведомстве, дальнейший ход и результаты рассмотрения актов реагирования будут находиться на контроле прокуратуры Челябинской области.
Фото Дмитрия Куткина