Давайте полюбуемся новогодними открытками прошлого века.
Фото Олега Каргаполова
Казалось бы, что особенного в новогодних «поздравляшках»: елки да Деды Морозы, этого и сейчас хватает. Но почти каждая советская открытка — картина, сюжет. Убеждаемся, рассматривая экземпляры из коллекции челябинского филокартиста Юрия Окишева.
Как насчет звериных праздников, например? Почему бы медведям и ежам не отмечать Новый год?
Хотя если говорить о сказочных животных на открытках, то едва ли можно найти что-то более трогательное, чем работы художника и мультипликатора Владимира Зарубина. Если в вашем детстве были такие открытки — вы наверняка их запомнили!
А как насчет открытки-раскладушки? При всем разнообразии современной печати, такие мне не встречались ни разу. Обычная прямоугольная карточка превращается…
…превращается в панораму со множеством героев.
Давайте посмотрим еще несколько открыток. Думаете, старик с белой бородой — Дед Мороз? Приглядитесь повнимательнее! И что это за мальчик рядом с ним?
По цифрам на одежде догадаться несложно: мальчик — это новый год. На открытке следующего года он будет выглядеть уже совсем иначе…
— К декабрю год превратился в дедушку, настоящего Деда Мороза, — объясняет Юрий Окишев. — А его сменяет полный сил ребенок.
Советские открытки не сверкают такими ослепительными красками, серебром и глянцем, как современные — и в этом есть свое очарование. Но даже от неярких карточек начинает рябить в глазах, когда их сотни.
— А есть среди этих открыток редкие? — спрашиваю осторожно.
— До 1939 года новогодних открыток выпускалось очень мало. Даже крупные коллекционеры не могут похвастаться, что их достаточно, — рассказывает Юрий Окишев. — Зато среди более поздних новогодних открыток редких почти нет. Их выпускали огромными тиражами, иногда по несколько миллионов экземпляров. Редкостями среди коллекционеров считают открытки космической тематики, открытки с изображениями известных личностей, политических деятелей. У этих карточек бывала сложная судьба. Например, открытка с изображением Троцкого — за такую ведь и посадить могли. Естественно, хранить их решались немногие. А Новый год — распространенная тема.
Тем не менее кое-какими редкостями в коллекции мой собеседник готов похвастаться. Но сначала давайте посмотрим на две разные и неуловимо похожие открытки:
Эта выпущена в 1953 году.
А эта — в 1958-м.
Картинки выполнены в разной технике, но сходство сюжета очевидно: два нарядных ребенка смотрят альбом почтовых марок.
Сходство не слишком удивительно: это работы одного человека — художника Евгения Гундобина. Недоброжелатели шутили, что люди на его открытках всегда сытые, довольные и розовощекие. Но атмосфера благополучия на самом деле очень подходит для праздника. Работы Евгения Гундобина продолжают нравиться людям и спустя десятилетия. И даже Юрий Константинович, которому есть из чего выбирать (в коллекции филокартиста только новогодних открыток — 5 тысяч), потихоньку признается, что открытку 1958 года любит особенно сильно.
— Дети на картинке просто очаровательные, особенно девочка. И это, я считаю, редкая открытка, — замечает коллекционер. — Уверен, ни у кого в Челябинске больше ее нет.
Я уже немного поднаторела в общении с филокартистом, поэтому переворачиваю карточку и уточняю цифры. Удивленно приподнимаю брови.
— Странно. А тираж немаленький — 300 тыс. экземпляров.
— Иногда дело не в тираже, — качает головой Юрий Окишев. — Представим, как делалась открытка. Сначала Союзу художников заказывали открытку с какой-то тематикой — вот хотя бы Новый год. Художник рисует эскиз. Редакционный совет его одобряет. Начинается выпуск. А потом сверху могло прийти распоряжение — отставить, не надо. Если из всего тиража успели напечатать несколько тысяч открыток, они сразу становятся редкостями.
Но самая большая редкость в новогодней коллекции Юрия Окишева — вот эта незамысловатая открытка.
Во-первых, по сути это не просто открытка, а приглашение на елку. Сбоку указаны дата и время мероприятия. Значит, тираж в высшей мере скромен — сколько детей мог вместить Дворец пионеров и школьников? Во-вторых, на обороте видна надпись «Контроль», а эту полоску должны были оторвать.
— Когда у приглашения отрывали контрольную полоску, взамен выдавали подарок, — объясняет коллекционер. — Но здесь контроль цел. Где это видано: сходить на елку, а подарка не получить? Может быть, такой билет всего один и остался. Это делает открытку-приглашение еще более редкой.
Но тираж и редкость — в конечном итоге не главное. Зато трудно посмотреть на советские открытки и не признать, что в этих карточках есть душа.
А вам советские открытки нравятся меньше или больше современных?