На первом уроке подростки собрали научный вездеход.
Сегодня, 2 апреля, в Челябинской областной детской клинической больнице торжественно открыли инновационную площадку проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем». Эта всероссийская программа направлена на повышение доступности образования для детей, которые проходят длительное лечение.
На открытие региональной площадки в Челябинск из Москвы приехала большая команда во главе с руководителем федерального проекта Сергеем Шариковым.
Главными героями праздничного события, конечно, стали юные пациенты.
Ребята вместе с первым вице-губернатором Ириной Гехт и другими гостями перерезали электронную ленточку.
Первое занятие по робототехнике в новой госпитальной школе для ребят провели педагоги-тьюторы, которые работают в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева.
Класс, где будут учиться пациенты ЧОДКБ, оборудован по последнему слову техники, с современными компьютерами, наборами для робототехники. На уроках точно не придется скучать.
По словам первого заместителя губернатора Ирины Гехт, современная госпитальная школа, которая появилась на территории Челябинской областной детской больницы, — еще один шаг вперед в технологиях, которые реализуются в регионе в сфере здравоохранения. Ведь наряду с лечением не менее важны и социальная реабилитация, и работа с семьей юных пациентов. А для самих ребят важно продолжать общаться со сверстниками и оставаться включенными в школьную программу.
— Мы обсуждали с главным врачом ЧОДКБ Галиной Николаевной Киреевой реализацию еще 17 проектов, один из них — госпитальная школа. Я думаю, ребята будут здесь чувствовать себя комфортно, — отметила Ирина Гехт.
Первый вице-губернатор также обратила внимание на необходимость возвращения образования и в другие южноуральские детские больницы — этот вопрос уже обсуждался с главными врачами.
Госпитальная школа в главной детской клинике Южного Урала стала 44-й региональной площадкой в России. Проект адресован детям, которые долгие месяцы, а порой и годы проводят в больничных стенах. Прежде всего это пациенты онкогематологии, а также других отделений, где лечат детей со сложными заболеваниями.
По видеосвязи юных южноуральцев приветствовал коллектив и пациенты Национального центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева, где несколько лет назад была создана первая федеральная площадка проекта «УчимЗнаем».
— С этого времени у нас образовалось большое сообщество, которое объединяет более пяти тысяч педагогов-тьюторов от Дальнего Востока до Калининграда. Это не просто учителя. Они получили дополнительную подготовку. Очевидно, что не каждый учитель может войти в палату к больному ребенку. Это требует определенных знаний, умения общаться с больными детьми и их семьями, — отметил руководитель проекта Сергей Шариков.
Он выразил уверенность в том, что реализация проекта на территории Челябинской областной детской больницы обогатит практику госпитальной педагогики в регионе. Надо сказать, что в больнице уже 40 лет работают учителя челябинской школы № 153. которая теперь является оператором инновационной площадки. По словам директора школы Любови Дерягиной, участие в проекте открывает новые возможности в образовании школьников, которые длительно лечатся в больнице.
— Учителя дистанционно прошли курс обучения, нам подарили электронные образовательные ресурсы. Уверена, все это пойдет на пользу нашим ученикам, — рассказала она.
Добавим, что ЧОДКБ — одна из немногих региональных больниц, где на протяжении нескольких десятилетий работает мощная служба психолого-педагогического сопровождения в педиатрии.
В современных классах, оборудованных передовой техникой, традиции госпитальной педагогики в Челябинской области получат получат новое развитие.
— Я всегда говорю, что госпитальная школа — это не аптечный киоск, который поставили на территории детской больницы. Мы работаем в тесной связке с врачами, междисциплинарной командой. Судите сами: врач знает своего пациента, его состояние, особенности терапии, которую получает ребенок. Он дает педагогам ориентиры: как можно дозированно, в щадящем режиме работать с ребенком. Ведь задача госпитальной педагогики — не загнать ребенка под одеяло, а наоборот приподнять его над ситуацией, в которой оказался он и его семья, — прокомментировал Сергей Шариков.
В госпитальных школах дети учатся по всероссийской образовательной программе. Но при этом учитывается психофизиологическое состояние каждого пациента, его здоровье, протокол лечения. Часть педагогов, которые занимаются с ребятами, работают только в больнице. Как правило, это учителя начальных классов, преподаватели русского языка и литературы, математики. Остальные преподают и в школе, и в больнице.
Педагог-тьютор обособленного подразделения московской школы № 109 Александр Лоскутов преподает физику в центре им. Дмитрия Рогачева.
— Я работаю только в больнице. Занимаемся мы с детьми в группах, где не более семи человек, и индивидуально. В отличие от обычной школы у нас во главе угла индивидуальный подход. Если необходимо, урок прерываем, переносим его на более позднее время или на другой день. Домашние задания даются по согласованию. Если, например, ребенку сложно, он учится в щадящем режиме. Как в любой школе, ведем журнал, выставляем оценки детям. Потом ведомости с оценками отправляем в их родные школы, — рассказал Александр Лоскутов.
Оборудовать классные комнаты на территории детских больниц, оснащать их современным оборудованием помогает партнер проекта — крупнейшая технологическая компания. В проекте также участвуют ведущие компании, работающие на рынке онлайн-образования, волонтерские объединения и благотворительные фонды, некоммерческие организации.
— Объединив усилия, мы стремимся к тому, чтобы каждый ребенок мог получать достойное образование и не отставал от школьной программы. Но самое главное для нас, чтобы каждый день жизни ребенка в больнице был насыщен событиями, улыбками, встречами, общением. Мы знаем, что наряду с лечением это помогает в выздоровлении, — подчеркнул руководитель проекта «УчимЗнаем».
Кроме того, на протяжении пяти лет в рамках проекта реализуется всероссийская программа поддержки родителей. Они могут пройти профессиональную переподготовку и получить квалификацию «тьютор больного ребенка».
— Жизнь родителей серьезно меняется, когда ребенок тяжело болеет. Они должны постоянно быть рядом с ребенком, поэтому часто теряют возможность работать. Наша программа помогает им получить новую профессию, при этом оставаться рядом со своим ребенком и помогать другим детям, — пояснил Сергей Шариков.
Фото Людмилы Ковалевой («Южноуральская панорама»)