Жителей региона интересует: изменятся ли тарифы на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами с 1 января? Нет, тарифы не поменяются. Корректировки произойдут в июле следующего года в пределах четырех процентов (на величину индекса изменения размера платы коммунальных услуг), как того требует федеральное законодательство, сообщает пресс-служба ЦКС.
Фото Олега Каргаполова
Это произойдет за счет утверждения льготных тарифов для населения. Средства, которые недополучат региональные операторы (а таких компаний в Челябинской области три), будут компенсированы организациям за счет субсидий из бюджета Челябинской области.
Бюджетные компенсации компаниям, занятым в сфере обращения с ТКО, — вынужденная мера, связанная с погрешностями территориальной схемы обращения с отходами, принятой еще в 2018 году. Был старт реформы сферы обращения с ТКО, и тот документ имел немало недочетов. Пока опыта системного регулирования отрасли не существовало: не было отвечающих духу времени нормативных документов, которые бы регулировали сферу. Так происходили перекосы и нестыковки. И это было не только в Челябинской области, но и во многих других регионах России.
В зоне ответственности регоператора ЦКС, согласно той территориальной схеме, было всего 12 тысяч контейнерных площадок, а по факту отходы вывозились почти с 20 тысяч локаций. Объем образования отходов также не был корректно отражен в документе. В терсхеме отсутствовали и данные по расстояниям, которые должны были преодолевать мусоровозы подрядчиков регионального оператора.
— То, что было в Челябинском и Карабашском кластерах до 2019 года, а в Магнитогорском кластере до 2017 года, надо забыть как страшный сон, — говорит генеральный директор ЦКС Захид Камилов. — Организации, которые тогда занимались вывозом мусора, не предоставили корректную информацию для формирования территориальной схемы. Порой они ею просто не обладали. А до реформы сферы обращения с ТКО перевозчики сами определяли, где и как им возить отходы. В некоторых деревнях, поселках от мусора избавлялись, прямо скажем, неэкологично. Он мог транспортироваться на тракторе, буквально до ближайшего оврага, потому что за вывоз никто не брался, а убирать было нужно.
Отсутствие стандартного подхода привело к масштабным перекосам, которые тогда и легли в основу территориальной схемы. В силу отсутствия объективной фактической информации на 2019 год в Челябинской области были утверждены одни из самых низких тарифов в России. Тарифы утверждались методом экономически обоснованных расчетов. Когда же региональные операторы начали оказывать услугу, стали появляться фактические данные об их деятельности. Эти сведения, в свою очередь, подтвердили несовершенство территориальной схемы.
Практическая работа показала, что объективные расходы региональных операторов значительно превысили суммы, которые закладывались министерством тарифного регулирования региона в тариф на 2019 и 2020 гг.
Сейчас регулятор находится в непростой ситуации. С одной стороны, по закону при утверждении тарифа необходимо учесть затраты, фактически понесенные регоператорами, с другой стороны, опять же по закону, нельзя допустить резкого роста платы за коммунальную услугу для населения.
Поэтому правительство Челябинской области приняло решение о введении льготного тарифа для жителей региона. В 2021 году эта мера позволила частично компенсировать региональным операторам средства, недополученные в прошлые периоды. Также министерство тарифного регулирования имеет возможность применить механизм сглаживания тарифа. Его суть проста: регулятор утверждает заниженный уровень тарифа, гарантируя организациям компенсацию фактически понесенных расходов через тарифы в последующие периоды (годом позже либо в течение нескольких последующих лет). В результате региональным операторам приходится привлекать заемные средства, чтобы покрыть издержки. Такой подход неоднократно применялся в сфере обращения ТКО.
Национальный проект «Экология» ставит большие задачи. К 2030 году все коммунальные отходы должны направляться на сортировочные комплексы. Направлять на захоронение мусор без предварительной выборки из него годных ко вторичному использованию фракций (бумага и картон, пластики, металл, стекло и другие) будет запрещено. При этом на переработку должны направлять 50% всех образующихся твердых коммунальных отходов. Чтобы достичь таких целей, в регионе постепенно создается новая инфраструктура: строятся и вводятся в строй сортировочные комплексы, перерабатывающие вторичное сырье производства, предприятия по захоронению отходов. Затраты на возведение мощностей также закладываются в тариф.
Фото Людмилы Ковалевой (из архива «Южноуральской панорамы»)
Услуга по обращению с ТКО является комплексной. Она включает в себя: транспортирование, обработку ТКО, а также захоронение «хвостов» (мусора, который остается после извлечения из него вторичного сырья). Все эти мероприятия недешевые. Это объективная реальность, к осознанию которой приходят специалисты, которые на протяжении уже нескольких лет выстраивают системную работу в сфере обращения ТКО.
Вместе с тем с 1 января изменения тарифов на услугу по обращению с ТКО для жителей региона не произойдет, это не предусмотрено законом. Изменение платы для граждан может произойти не раньше 1 июля 2022 года. Напоминаем, корректировка будет в пределах четырех процентов.