Как поменялась психология журналистов и читателей в эпоху цифровизации? Каковы шансы у «толстых» журналов и газет выжить в современном мире? Об этом сегодня агентство «Полит74» поговорило с известным ученым Владимиром Олешко.
Фото Людмилы Ковалевой («Южноуральская панорама»)
На форуме «Евразия-2022» в Челябинске корреспондент «Полит74»побеседовал с доктором философских наук, профессором, заведующим кафедрой периодической печати и сетевых изданий УрФУ Владимиром Олешко.
Среди его научных интересов — психология журналистской деятельности. Как она изменилась в последние годы в связи с процессом глобальной цифровизации общества?
— Сегодня для аудитории одним из важнейших факторов является прагматический: с какой целью я получаю информацию? Для образования, работы, чтобы чувствовать себя информированным? Это выходит для всех на первый план. До 2010 года мы называли тех, кто включен в цифровизацию, «визуалистами» — для них очень важна была картинка, фотография, инфографика. Современное цифровое поколение (это могут быть люди старшего возраста или молодежь) становится «заголовочниками». Они ищут информацию по каким-то ключевым словам: когда появляется фамилия, термин или слово, которое их цепляет. И третья тенденция — результативность коммуникационных связей. К сожалению, я часто вижу, что аудитория стала более нетерпимой: если люди высказывают противоположную точку зрения, реакция является слишком категоричной. Часто пишут: «перестаю читать» или «отписываюсь». Это необходимо преодолевать через развитие информационной культуры, — рассказывает Владимир Федорович.
По его словам, журналистов условно можно поделить на две группы: включенных в процесс цифровизации и тех, кто работает больше как текстовик. Последняя категория теряет свою аудиторию.
— Есть мнение, что если тебя нет в социальных сетях, тебя нет, как журналиста. Сегодня авторы, которые считают, что текст — главное, а остальное второстепенно, остаются на периферии читательского внимания. Их аудитория есть, но она гораздо уже, чем массовая. Что же, надо осваивать все это! — Замечает профессор.
На вопрос уйдет ли журналистика в мессенджеры, эксперт ответил, что она уже вся там. Делить СМИ по типологии: периодическая печать, радио, телевидение, сетевые издания — сегодня уже нельзя. Вся журналистика стала конвергентной.
— Но остаются и замечательные периодические издания. Парадокс в том, что в Японии растут тиражи газет и число людей, которые их читают. А это одна из самых продвинутых стран. Во всем мире больше доверия к газете, престижным журналам, напечатанным на хорошей бумаге. Человек, который поставил свою фамилию, несет полную ответственность за опубликованную информацию. В социальных сетях сегодня пишешь так, завтра иначе, затем удалил… Психологическое ощущение другое. Часть журналистики осталась в категории «лакшери», как автомобили, отделанные слоновой костью и натуральной кожей — кому-то это нравится и есть возможность покупать. В Германии, Италии есть толстые издания, сохраняется традиция вечернего или воскресного чтения, и это тоже популярно, — пояснил ученый.
Владимир Олешко рассказал, что Союз журналистов России несколько лет назад провел исследование, выясняя, кто больше всего получает престижных премий в сфере журналистики. Оказалось, что около 90% это выпускники журфаков. Можно сделать вывод, что в массовом порядке появляется много людей без журналистского образования, но они не добиваются того успеха у аудитории, как выпускники журфаков. Примерно половина выпускников в Европе остается в профессии и получает диплом, а остальные считаются просто прослушавшими курс.
— Это мне кажется очень справедливым вариантом. Я сторонник того, чтобы и в России было так, — заметил он.
По мнению Владимира Федоровича, сегодня журналистское образование в России разное. В некоторых редакциях говорят: «Мы за две недели научим тебя быть журналистом». А потом такой человек сидит в редакции, собирая информацию из интернета. Таких немало, они не ездят в командировки, не встречаются с людьми. Но это не журналистика — в лучшем случае бытописание, а в худшем просто «быстрые руки». Чем же должны заниматься факультеты журналистики? Формированием уникальной медийной личности. Это и есть настоящая журналистика.