Вадим Борисов: «Нужна эволюция фасадов Челябинска»
Вадим Борисович Борисов, генеральный директор регионального оператора капитального ремонта многоквартирных домов Челябинской области.
— Вадим Борисович, уже не один год регоператор занимается капитальным ремонтом многоквартирных домов Челябинска. Вы отмечаете улучшения во внешнем виде города или еще предстоит много работы в этом направлении?
— За внешний вид города отвечает администрация муниципального образования, в которой существуют управления архитектуры и благоустройства.
На сегодняшний день мы придумали механизм для проведения работ по капитальному ремонту фасадов абсолютно простой и понятный. Когда мы заключаем договор на разработку проектно-сметной документации по ремонту фасадов, наши проектировщики разрабатывают паспорт фасада под чутким руководством местного управления архитектуры. А мы эту работу оплачиваем. То есть, администрация задает тональность: говорит, как именно конкретный дом должен выглядеть, а мы заказываем и финансируем создание документа, описывающего все требования, предъявляемые к фасаду — паспорт фасада.
Система действует следующим образом: региональный оператор заключает договор на разработку проектно-сметной документации. Напомню, финансирование идет из фонда капитального ремонта. В рамках этого договора проектировщики выходят на дом и фиксируют текущее состояние фасада, делают фотоотчет и составляют акт обследования дома, так называемую дефектную ведомость. К процессу привлекается управляющая компания и, если собственники хотят поучаствовать, привлекается представитель от собственников. В дефектной ведомости описывается все, что в настоящий момент с фасадом происходит: где-то обвалилась штукатурка, где-то балкон в аварийном состоянии, где-то есть незаконное остекление, которое раньше явно не было предусмотрено, где-то висят блоки кондиционеров, которых быть не должно. Такой подробный акт обследования с фотоотчетом проектировщик предоставляет нам.
Следующий этап — непосредственно разработка паспорта фасада. В результате эволюции он становится достаточно объемным документом. Он в том числе содержит фотоотчеты и акты обследования — это описательная часть паспорта фасада. Она содержит все те недочеты, из-за которых дом выглядит не так, как должен. Кроме нее существует желаемая часть паспорта. Она содержит описание того, как городская архитектура видит этот дом: какого цвета должен быть фасад, какие декоративные элементы на нем должны быть, чего быть не должно.
После того, как управление архитектуры утверждает паспорт фасада, наступает следующий этап — непосредственно разработка проекта. Составляется сметная документация. Но потом начинается суровая правда жизни. Мы можем описать то, как дом выглядит сейчас, архитектура может нам показать как дом должен выглядеть после ремонта, но между разработкой проектно-сметной документации и выполнением строительно-монтажных работ существует некий пробел: органы местного самоуправления должны проводить огромный пласт подготовительной работы, которая сейчас не ведется в полном объеме.
Здесь, по нашему глубокому убеждению, существует несколько системных проблем, которые требуют доработки и совместного решения.
В первую очередь, это незаконное изменение фасадов собственниками нежилых помещений, которое влечет за собой произвольное создание входных групп, вывесок, витрин. Все это должно быть приведено в какое-то единообразие. В любом случае, этот пласт работы не входит в компетенцию регионального оператора. Здесь речь идет об административном влиянии исполнительной власти. Относительно входных групп должна быть проведена элементарная ревизия, чтобы появилась ясность, законная или незаконная конкретная входная группа, каким образом она была согласована. Хотя по вывескам, например, у нас наметился прогресс. Администрация города с 2018 года наводит порядок с вывесками, был разработан дизайн-код и теперь коммерческие организации ему следуют. Но с входными группами и витринами дело с мертвой точки пока, к сожалению, никуда не сдвинулось.
Другая системная, а можно сказать, бессистемная проблема — балконы. Каких-то регламентирующих документов не существует. Балконы не только остекляют кто как может, но их просто пристраивают там, где их быть не должно в принципе. Яркий пример — многоквартирный дом на перекрестке проспекта Ленина и улицы Свободы, где находится магазин «Уральские сувениры». На последнем этаже собственники самовольно возвели балкон длиной 8 метров прямо над тротуаром. А ведь стоит сказать, что здание — объект культурного наследия. Я не против принципиально того, чтобы люди обустраивали свое жилье или офис. Но должны быть правила игры. На каких улицах города и домах стеклить балконы можно, на каких нельзя. Хотите остеклить балкон — ради бога, но делайте это в соответствии с установленными нормами. Не в том смысле, что собственники должны будут выбирать конкретный профиль, а в том, как он должен выглядеть: например, быть только белого цвета, определенной нарезки.
Более того, я считаю, что при проведении капитального ремонта фасадов мы должны задаваться вопросом о единообразном остеклении балконов. Но, если позиции власти по этому вопросу нет, то и обвинять людей в произволе нельзя.
Теперь возьмем блоки кондиционеров. Их установку тоже надо систематизировать. В порядке вещей любой желающий может продырявить стену здания в любом месте, нисколько не заботясь о внешнем виде фасада, а заботясь прежде всего о собственном комфорте. На наш взгляд, это должно быть систематизировано. Речь идет хоть о минимальной систематизации. Хотя бы выдерживать какое-то расстояние между кондиционерами, окнами, балконами. Еще раз говорю: нужны правила игры, нужно единообразие, хотя бы на фасадах в центре города, хотя бы на уличной стороне.
— И как же идет капитальный ремонт?
— Все перечисленные проблемы в итоге влияют на ход и качество выполняемых строительно-монтажных работ. У регоператора контракт с подрядчиком, и мы, естественно, требуем полного его выполнения. В свою очередь, подрядчик приходит к собственнику, чтобы демонтировать балконное остекление, которого быть не должно, и привести балкон в соответствие с паспортом фасада. На что получает, мягко говоря, отказ владельца балкона, так как ни подрядная организация, ни региональный оператор не являются органом исполнительной власти и повлиять на решение собственника мы не можем. Все эти полномочия у муниципалитета.
— Неужели нет возможности повлиять на частников, объяснить, в конце концов, что необходимо улучшать внешний вид города?
— Повторюсь, мы не можем повлиять на собственника, мы не исполнительная власть. Приходиться подрядной организации вести ремонт вокруг балкона и других самостийных объектах на фасаде. Вроде бы и работы провели, фасад посвежел, но внешний вид его ненамного улучшился. И дело здесь не в качестве проведенных работ, а в системном, комплексном подходе.
— Какой выход из положения вы видите?
— Чтобы улучшить фасады зданий, нужна совместная работа с муниципалитетом. Выход из ситуации есть. И работа идет, но очень медленно. Потому мы и считаем, что между разработкой проектно-сметной документации и началом строительно-монтажных работ должен быть этап, на котором администрация будет активно и системно подготавливать дома к выполнению работ. Тем более что ни собственнику, ни администрации не надо тратить на это дополнительные средства. Работы финансируются из фонда капитального ремонта, они уже заложены в проектно-сметную документацию. Если будет местный закон, правила игры, то всем от этого будет лучше. Смогли же ввести дизайн-код по вывескам? Значит, получиться с остеклением, с фасадами.
— Есть ли примеры решения этих проблем?
– Самое интересное, что во многих регионах, в городах-миллионниках уже давно проблемы эти решены. Более того, если мы предложим делать в рамках капремонта фасада единообразное остекление, процент собственников, кто будет давать добро на расстекление существующих, будет равен 90 процентам, мы проводили на этот счет исследование.
Вот, например, в Саранске в 2018 году во время подготовки к чемпионату мира по футболу фасады в центре города были приведены к единообразию. На домах типовых серий было произведено единообразное остекление балконов и лоджий.
Также это было сделано в Москве, в Санкт-Петербурге, Тюмени, Екатеринбурге — ближайшем нашем соседе.То есть, положительные прецеденты есть.
Региональный оператор по капитальному ремонту — это руки и деньги. Мы можем сделать все для того, чтобы внешний вид Челябинска преображался, был красивым, чтобы южноуральцы гордились своей столицей. Нужны совместные усилия властей, регоператора, подрядчиков и собственников. И тогда произойдет эволюция фасадов Челябинска.
Фото предоставлены пресс-службой регоператора по капремонтам Челябинской области