Актеры студии-театра «Манекен» разыграли спектакль о дружбе Хемингуэя и Фицджеральда
Как театральная история про алкоголь, слонов и великих писателей превратилась в open talk
Екатерина Волкова
Еще осенью 2020 в Челябинске состоялся первый фестиваль-лаборатория сторителлинг-спектаклей. Актеры студенческих театров учились рассказывать истории, записывать стендапы. Фестиваль «зашел», и в репертуаре студийцев появились первые зарисовки.
9 марта в подвале «Клоповника» состоялась премьера сторителлинг-спектакля «Хемингуэй против Фицджеральда». Историю дружбы и битвы за звание лучшего писателя Америки XX века рассказывали Илья Втюрин (совсем недавно он срежиссировал вербатим «Вы находитесь здесь») и Алексей Галимов.
В тесном зале собралось человек 50. Было бы больше, да мест не хватило, организаторам пришлось ставить скамейки у выхода и помогать зрителям взбираться на второй этаж местной кровати (это не шутка).
Актеры все это время сидели возле проигрывателя, периодически включали джаз, пили воду и разглядывали людей.
— Раньше я высматривал в толпе зрителей красивых девушек, потом женился и стал просто изучать людей, представлять, кто и зачем пришел. А вы, кстати, знаете, кто такие Хемингуэй и Фицджеральд? — спрашивает Илья Втюрин.
Гости начинают выкрикивать разное про бары, кота, шизофрению, войну и названий коктейлей.
— Нормально, — кивает Илья. — Нужно было понять, насколько мы можем врать. А то вдруг здесь литературоведы собрались…
— А нам интересно, насколько вы соврете, — хихикает кто-то из зала.
Актеры начинают свои истории. Они то писатели XX века, то актеры театра, то просто люди со своими мечтами, проблемами и склонностью к самоанализу. Рассказывают о дружбе, Хемингуэе в платьях, Фицджеральде на слоне (брехня!), Фицджеральде без штанов (вполне возможно), книгах, литературном салоне Гертруды Стайн, Пикассо и алкогольном угаре.
Действо похоже на открытую лекцию, задорную историю о счастье и горе гениев: Илья и Алексей шутят с залом и друг другом, меняют пластинки, включают и выключают свет. Спотыкаются, подсматривают в шпаргалки, несут отсебятину, иногда не очень складную. Это уже не театр, но еще смешно.
Хэмингуэй любое произошедшее событие превращал в героическое. В первую мировую он на грузовике развозил шоколадки вдоль линии фронта. И подорвался на мине. Стал первым и единственным американцем, пострадавшим в Мировую. Получил осколочные ранения.
— А потом подсаживался к девушкам (в этот момент Илья Втюрин реально встает со стула и плюхается на лавку к зрителям), приобнимал их и говорил: «Когда я был на фронте, меня ранило. 200 осколков пронзило мое молодое тело. Я нес своего товарища до госпиталя. Капитан кричал мне: „Эрнест, ты герой!“».
Девушки в зале хихикают, кто-то откровенно смеется в голос, узнавая «пасхалки», зашитые в текст.
А потом актеры вдруг сбрасывают улыбки и завершают на грустной ноте: у писателей была одна мечта на двоих. У одного она сбылась после смерти. У второго при жизни, но он не смог ее присвоить (Хэм совсем не радовался своей Нобелевке и литературным успехам, потому что чертов Скотти Фицджеральд был первым и даже умереть первым умудрился). А у них, актеров студии-театра «Манекен», тоже есть мечты. Но сбудутся ли они?
Сторителлинг-спектакль «Хемингуэй против Фицджеральда» — это отличная история про двух писателей. Но впопыхах написана, как будто экспромт. Впрочем, законы жанра это допускают. Главное, чтобы рассказано было смешно.