В Челябинске 13 декабря, в ЮУрГУ, был представлен научно-исследовательский проект создания современной системы общественного транспорта для челябинской агломерации.
Перед разработчиками поставили задачу – создать дополнительные удобства для пассажиров и увеличить скорость передвижения внутри Челябинска, включая Копейский городской округ и Сосновский муниципальный район. В итоге авторы проекта представили четыре базовых документа, которые будут приняты до конца года. Как отмечают в пресс-службе ЮУрГУ, все еще продолжается работа по оптимизации некоторых решений.
Как глубоко поменяется система общественного транспорта в Челябинске? В связи с этим один из авторов проекта, преподаватель кафедры «Автомобильный транспорт» ЮУрГУ, Кирилл Мячков ответил на ряд вопросов.
– По какому сценарию, мягкому или жесткому, будут внедряться улучшения в систему общественного транспорта города?
– Чтобы плавно перейти к новой системе работы общественного транспорта, предусмотрено, что изменения будут проходить поэтапно. Мы предложили провести подготовительные инфраструктурные мероприятия уже в 2021 году. Основные изменения маршрутной сети пройдут поэтапно в течение 2022 года. Это исключает вариант одномоментного «шокового» перехода к новой системе.
– Реализация проекта позволит сократить время поездки? Насколько быстрее пассажиры смогут попасть из точки А в точку Б?
– Реализация предложенных мер позволит повысить скорость движения общественного транспорта. Для этого предусмотрено обособление трамвайных путей, введение адаптивного управления светофорными объектами, организация выделенных полос и так далее. Все это приведет к сокращению среднего времени поездки по Челябинску на 6 %, а это в совокупности даст значительный эффект экономии времени для пассажиров.
– Как нововведения отразятся на стоимости проезда?
– Стоимость разовой поездки за наличный расчет без использования абонемента может повышаться. Это обычная практика в городах с прогрессивными транспортными системами. Это стимулирует пассажиров приобретать билеты длительного пользования – на 30, 90, 180 дней и т. д. Для регулярных пользователей снижение стоимости проездного билета длительного пользования – очевидное преимущество. Для гостей города предлагаются абонементы на 1, 3, 7 дней на более выгодных условиях по сравнению с разовой наличной оплатой.
– Учитывалось ли мнение горожан во время работы по проекту транспортной сети?
– Разработчиками проекта был организован сбор мнений и предложений во время официального размещения проекта, где с ним мог ознакомиться каждый челябинец. От граждан и представителей экспертного сообщества было получено более 300 комментариев, которые сегодня рассмотрены и проанализированы – более половины замечаний полностью либо частично учтены.
– Проект имеет цель – повышение комфорта во время поездки. Но как обойтись без обновления транспортного парка?
– В течение 2019-2020 года перевозчиками Челябинска уже закуплено около 50 (как новых, так и бывших в употреблении) автобусов среднего класса. Согласно предложенной схеме, наращивание будет продолжаться не только автобусов большого класса, но и среднего класса. Предусмотрено, что их число возрастет в 5 раз.
– Поменяется ли время ожидания транспорта на остановках?
– Соцопрос показал, что приемлемое время ожидания на остановке составляет от 3 до 8 минут. Так ответили 88% респондентов. Такое комфортное значение появится за счет высокой частоты движения магистральных маршрутов. К примеру, в настоящее время автобусный маршрут № 2 «Мехколонна – ЮУрГУ» работает с интервалом не менее чем 25 минут. В предлагаемой схеме он будет продлен, а интервал движения составит каждые 5 минут в пиковое время. А среднее время ожидания сократится до 2,5 минут.
– Потребует ли новая схема транспорта каких-то изменений в действующем законодательстве?
– Работа в новой системе будет проходить в рамках действующего законодательства, которое четко регламентирует «правила игры». Федеральные законы № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок» и № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок» это обеспечивают. А предприятиям-перевозчикам будет полезно изучить опыт совместной работы перевозчиков с уполномоченными органами по системе брутто-контрактов.
– Постепенный отказ от маршрутных такси может лишить водителей трудоустройства?
– Для Челябинской агломерации профессия водителя общественного транспорта станет гораздо более востребованной из-за роста числа больших автобусов. Ведь все экипажи должны быть укомплектованы. Опыт многих городов России, проводящих транспортную реформу, говорит об этом. Уже сегодня сказывается дефицит кадров для электротранспорта.
– Когда общественный транспорт Копейска войдет в Челябинскую агломерацию?
– В начале 2022 года это станет одним из первых этапов транспортной реформы.
– Как обновленная транспортная схема будет реагировать на конъюнктурные изменения рынка общественного транспорта?
– Теперь транспортная схема будет строиться на основе компьютерной транспортной модели. Поэтому ее актуализация будет вестись с учетом изменений и на регулярной основе. Это новое слово в транспортном планировании Челябинска.
Фото Людмилы Ковалевой («Южноуральская панорама»).