Сегодняшний гость проекта «Люди нашего города» — главный режиссер Челябинского молодежного театра Иван Миневцев. Недавно в разговоре с членами секции критиков при областном отделении СТД он рассказал немало интересного о новых постановках театра.
Фото из личного архива Ивана Миневцева
Немного о себе
Содержание статьи:
— Я родился в Тюмени, а в 17 лет отправился в Санкт-Петербург. Поступил учиться в институт культуры, на кафедру режиссуры и продюсирования театрализованных шоу-программ. А после окончания учебы принимал участие в постановках шоу в ледовом дворце, делал открытие олимпиады боевых искусств, работал на рейвах «Пиратская станция». Но в один прекрасный момент это все надоело. Я понял, что хочу получить театральную профессию. Возможно, помогло участие в лаборатории «ON.Театр», где я пробовал себя как актер, что-то ставил как режиссер. Потому поступил в ГИТИС и учился в мастерской Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича. После ставил спектакли в различных театрах страны, в том числе и Молодежном театре Челябинска. А потом меня пригласили сюда главным режиссером театра.
О любви к современной драматургии
— Современная драматургия привлекала меня еще со времен учебы в институте. С тех пор я постоянно слежу за результатами современных конкурсов драматургии — «Любимовки», «Ремарки» и других. Так, например, пьеса Игоря Витренко «Я танцую как дебил», по которой я недавно поставил спектакль, была в шорт-листе «Любимовки».
Я считаю, что именно современная пьеса отражает сегодняшнее настроение публики. Если мы делаем современный молодежный театр, то необходимо строить его именно с помощью пьес современных нам авторов.
Однако это не значит, что в репертуаре нашего театра будут только современные пьесы. Если посмотреть на афишу Молодежного, то можно увидеть, что у нас идут спектакли по произведениям Чехова, Мольера, Пушкина, Бунина.
Сцена из спектакля «Я танцую как дебил». Фото предоставлено пресс-службой театра
Как дебилы танцуют?
— В пьесе Игоря Витренко ни слова не было сказано, как именно танцует главный герой. Ремарка такая: «резкие, отрывистые движения». И потому я стал искать именно такое направление танца, которое позволило бы раскрыть образ этого непростого персонажа. И вот я увидел в сети видеоролик 80-х годов. Молодые афроамериканцы танцевали вог — направление современное и в определенной степени эпатажное.
И тогда я понял — именно такой танец и должен танцевать Толик, герой сорока лет, у которого есть уже взрослый сын. Но сын ментально оказывается старше отца — он мыслит, чувствует как старик. А Толик и чувствует, и танцует как подросток.
Мы специально для этого спектакля пригласили специалиста по вогу — Екатерину Казанцеву. Она оправдала наши надежды — в спектакле вог танцуют все. И конечно, просто идеально совпал со своей ролью Антон Ремезов, который и двигается превосходно, и вообще раскрылся с новой стороны.
По большому счету, спектакль о том, что значит быть не как все. Почему принято, что в зрелом возрасте нельзя танцевать «как дебил»? И как сохранить свою необычность вопреки мнению окружающих? Нашему герою это, увы, не удается.
Сцена из спектакля «Онегин». Фото предоставлено пресс-службой театра
Как подступиться к «Онегину»
— Мне очень хотелось сделать спектакль по роману «Евгений Онегин». Однако я понимал, что это непростая задача. Огромная глыба текста, в которой скрыта просто бездна смыслов, требует особого подхода. Все версии, которые я видел на сценах разных театров, мне не слишком нравились. Но и я, к сожалению, не мог найти определенного подхода. Тогда я обратился к драматургу Алексею Житковскому, с которым уже работал во время постановки его пьесы «Горка». Наверное, если бы не инсценировка которую сделал Алексей, спектакля бы не было вообще.
Кроме того, я обратил внимание на то, что Татьяна, юная и романтичная героиня, как будто умирает вместе со смертью Ленского. В другом возрасте это совсем другой образ. И потому в спектакле роль Татьяны играют три актрисы. Самым необычным мое предложение показалось народной артистке Ольге Теляковой — ведь в романе мы не видим героиню, которая вспоминает о событиях своей юности спустя много лет. Тем не менее она приняла это предложение и сыграла так, что многие зрители особо отмечают именно ее монолог, по сути завершающий спектакль.
Интересно раскрылся в спектакле и Иван Яковлев, которому выпала нелегкая задача сыграть героя, которого все, казалось бы, знают, но показать его с неожиданной стороны.
Несколько отличается от авторской наша трактовка Ольги Лариной. Если следовать Пушкину, то надо играть героиню, которая ничем особенным не отличается. Но наша Ольга иная, и актриса Ольга Завьялкова нашла новые черты для образа, которые сыграны так убедительно, что зритель принял их.
И конечно, многое в спектакле сделала музыка, которую написал Константин Хазанович. Он создал целую симфонию — то, что слышит наш зритель, едва ли не треть готового материала. Иногда звучание музыки настолько значимо, что и актерам ничего играть не надо — сами мелодии становятся действием.
О работе в Крыму
— Мне очень приятно, что меня пригласили в Севастополь, в театр имени А.Луначарского, где я поставил пьесу Михаила Булгакова «Белая гвардия».
Город, в истории которого было не так много мирных лет, сегодня просто процветает. Однако пьеса о Гражданской войне как-то по-особому совпала с настроением публики, недавними воспоминаниями о том, как разделяются семьи, оказавшиеся по разные стороны конфликта. Для всей нашей страны времена, описанные в пьесе, — давнее прошлое. Но в Крыму такое ощущение, что все произошло буквально вчера.
Порадовала и труппа театра — и молодое поколение, и более возрастные актеры получили хорошее образование, и работать с ними было удивительно легко и приятно.
Я рад, что мне удалось поработать там. Кстати, наши симпатии взаимны — театр уже пригласил меня на следующую постановку.