Алексей Ширинкин, известный политолог, выступая в качестве модератора на четвертом заседании «Экспертного клуба», подчеркнул, что говорить про плохое состояние экономики региона в общем-то не стоит, и так все знают, а вот о конструктивных предложениях было бы интересно послушать.
Юнер Капкаев, член Экспертного Экономического совета при ЗСО, доцент ЧелГУ:
– Мы пытаемся определить экономическую политику, набросать тезисы, как должно действовать министерство промышленности Челябинской области. Как оно вообще концептуально задумывалось? Как еще один административный инструмент, направленный на разработку и реализацию промышленной политики? А в чем ее суть? В том, чтобы поддержать тех (протекционизм) кто есть?
Тогда мы поддерживаем тех, кто является флагманами, кто нас кормит. Все понимают, что область кормит Магнитка. Структурные изменения могут повлиять на бюджет и, соответственно, на уровень жизни людей. Очевидно, что надо менять структуру экономики. Тут были предложения о высокотехнологичном производстве. Но кому мы здесь, в середине страны, нужны в смысле логистики?
И все-таки перспективы есть, интерес есть. Остается тема, как водить за ручку наших бизнесменов и лоббировать их интересы. Лоббирование малого бизнеса крупному, лоббирование межрегиональных коопераций, лоббирование в федеральных структурах. Я бы добавил – лоббирование в сетевых компаниях.
Очень важный вопрос затронули – витринная система. Она нужна в регионе: Высота-239, «Индустриальный парк», «Завод алюминиевой банки».
Сергей Гордеев:
– У нас экономическая дремучесть, зашкаливающая во многих моментах. Я уж не говорю, что инструментарий не знают. У нас в основе развития стоят не экономические показатели, а имиджевые. Наша область на протяжении 20 лет влетала в эту колею. Когда у нас рейтинги, процесс, но не было результата. Это в какой-то степени вошло в сознание. В Челябинской области тысячи бизнесменов, которые отлично умеют считать деньги. И они рискуют достаточно серьезно.
Алексей Текслер правильно сказал, равноудаленность – есть нормальные условия для всех. И еще ремарка. Ребята, не надо вешать все на это новое министерство промышленности. То, что его не было, это, конечно, нонсенс. Нам нужна серьезная институциональная перестройка, а не просто «замена портретов». Все должны заниматься своим делом.
– Отдельная тема – индустриальный парк Малая Сосновка. Действительно, это уже «история с бородой», притча о неуспешности промышленной политики Челябинской области, – говорит Егор Ковальчук, заместитель губернатора Челябинской области. – Но вот вопрос: а когда последний раз там были? Я очень рекомендую своими глазами посмотреть на прогресс ситуации в Малой Сосновке, потому что у меня было такое же скептическое отношение к этой истории. Мы сейчас все, когда говорим про Малую Сосновку, видим ситуацию примерно 3-летней давности. Но когда я там недавно побывал, мнение принципиально изменилось. Сосновка уже стала индустриальным парком по факту. Территория обеспечена дорогами, газом, уже отыграны контракты по водоснабжению, водоотведению, которые в 2020 году там появятся. Первый этап обеспечения электроснабжением уже осуществлен, на подходе второй. Там уже стоят два резидента: «ДорХан» и «Вторком».
У меня будущее Сосновки не вызывает сомнений, там действительно интересно. Из проблем я вижу как раз избыток резидентов, которые заявились туда в свое время, за которыми были закреплены определенные лимиты, площади, но которые сегодня исчезли. Я считаю, что Сосновка – действительно очень хорошее место.
Других индустриальных парков, даже в виде проектов, у нас пока нет, потому что, честно говоря, неуспех Сосновки подкосил нас в свое время. Но частные проекты новых «гринфилдов» развиваются очень активно. Прежде всего, они расположены в исторически промышленных центрах – это горнозаводская зона и Челябинск. Их собственники не называют их громким словом «индустриальный парк», но, по сути, это оно и есть.
Фото Вячеслава Шишкоедова
Ранее по теме:
Про обезьян и новую экономическую политику
Челябинская область не желает быть депрессивным регионом
Челябинская область в поисках новой экономической политики