Константин Рубинский: «Хорошего, настоящего искусства так мало, что его нужно не затаптывать, а поощрять»

Совсем скоро, 25 и 26 сентября, в Челябинске состоится традиционная и любимая многими Южноуральская книжная ярмарка (организаторы которой — министерство культуры региона и публичная библиотека, при поддержке медиахолдинга «Гранада Пресс»). Одним из гостей праздника станет поэт, музыкант и драматург Константин Рубинский.

Константин Рубинский родился в 1976 году в Челябинске. В школе и музыкально-педагогическом колледже восемь лет учился игре на флейте у Адика Абдурахманова, создателя и художественного руководителя камерного оркестра «Классика». В 14 лет стал стипендиатом Межрегионального благотворительного фонда «Новые имена».

Окончил Литературный институт им. А.М. Горького (2001). Первая книга стихов «Фантазия для души с оркестром» вышла в свет, когда поэту было 16 лет. Участник многочисленных литературных сборников и альманахов, автор шести книг и более тридцати спектаклей, в том числе лауреатов Всероссийской национальной театральной премии «Золотая маска» («Ночь открытых дверей», «Силиконовая дура», «Мертвые души», «Чаплин», «Белый. Петербург»). Автор оригинальных просветительских, концертных и образовательных проектов: «Подрамник» (посвящен современной поэзии), «20 музыкальных шедевров, изменивших мир», «Нобелевские лауреаты России по литературе», «Поэзия + оркестр» и многих других.

Вел уроки литературного мастерства в челябинских лицеях № 11, 31, 93. Составитель программы «Развитие литературно-творческих способностей детей», автор книги «Введение в детствоведение». Сокуратор южноуральского поэтического фестиваля «InВерсия» в рамках фестиваля современного искусства «Дебаркадер». В 2020 г. в издательстве «Кабинетный ученый» (Екатеринбург) в поэтической серии «InВерсия» выходит новая книга Константина Рубинского «Теперь никто не умер».

Из разговора с Константином Рубинским:

— Константин, у вас много профессиональных определений: поэт, драматург, учитель, критик, музыкант. Вас часто спрашивают, кем вы себя ощущаете в большей степени. А сейчас, на данный момент, кого в вас больше?

— Вы перечислили как раз в том порядке важности, в котором я чувствую. Прежде всего — поэт, затем — драматург, затем — педагог. Больше всего времени отнимает второе (драматургия), но тем драгоценнее первое (поэзия). Разве что «критика» и «музыканта» поменял бы местами. Скорее я не критик, а такой обозреватель-публицист, ибо на интересное событие стараюсь отзываться, если оно оставило добрый и, скажем так, глубинный след. На подробную фиксацию иных следов время стараюсь не тратить. Критик же ассоциируется с кем-то строгим, взыскательным, разносящим в пух и прах.
Хорошего, настоящего искусства так мало, что его нужно не затаптывать, а поощрять, даже если оно еще несовершенно и только ищет путь к зрителю или читателю.

— А еще вы куратор поэтического фестиваля «InВерсия». Что вам дает кураторская работа и почему этот проект важен для нашего города?

— Мы придумали этот проект с Наталией Санниковой, нас горячо поддержал исторический музей Южного Урала и его директор Владимир Богдановский, и мы стали частью фестиваля современного искусства «Дебаркадер».
Об этом фестивале можно говорить много, почти бесконечно — и о наших ноу-хау, и о приглашенных персонах, являющихся главными величинами современного литературного процесса: Веденяпин, Каневский, Рымбу, Давыдов, Кукулин, Симонова — всех не перечислить, и о самой атмосфере свободы и эксперимента. Быть куратором такого фестиваля — и ответственность, и сложность, и просто большая радость.
Но вот что самое, наверное, важное. Фестиваль — это такой кондиционер для застоявшегося воздуха в герметичной литературной «комнате» города. И даже своеобразный ускоритель, усилитель поэтического процесса в отдельно взятом человеке. Встречи, общение, совместные идеи и эксперименты провоцируют нас на творческий процесс сильнее, дают понимание современных тенденций, заставляют меняться, анализировать новые неожиданные вещи. И, несомненно, помогают преодолевать (тут, кстати, я говорю и о себе) некую консервативность по отношению к литпроцессу, которая внутри нас поразительным образом скапливается, если мы целый год общаемся среди «своих».
Наташа Санникова говорит, что фестиваль не столько для слушателей, зрителей, сколько для самих поэтов. Тут я с ней практически согласен — с той оговоркой, что считаю его равно интересным для тех и для других.

— На форуме #РыжийФест вы также выступаете в роли ведущего поэтического турнира «Микрофон для Бориса Рыжего». Как вам кажется, почему нужно читать Рыжего на литературном форуме в Челябинске? Каковы ваши ожидания?

— Рыжего надо читать не только на литфоруме в Челябинске. Рыжего надо читать везде. Он, на мой взгляд, как раз одно из связующих звеньев между культурой «не для всех» и культурой массовой, уличной. Таким связующим звеном должен стать и читающий его тексты. Помните, Рыжий говорил, что он хочет все и всех оправдать, оправдать жизнь. Мне кажется, сегодняшний человек нуждается в этом особом виде милосердия — в оправдании. Ему это необходимо почти в христианском смысле. И Рыжий является таким терапевтом для человека сегодня. Нужно, чтобы обычный человек вот с этого самого Химмаша или Станкомаша узнал, что существует поэзия Рыжего, она про него и для него.
Вот группа челябинских энтузиастов во главе с молодым поэтом Максом Ушаковым недавно на доме на улице Свободы, где Рыжий родился (да, Рыжий челябинец!), нарисовали граффити с его изображением. Его уже закрасили коммунальщики. Но это была попытка «прорыва» поэта к городу. К городу, который его почти не помнит, не знает. Наш турнир — интересное изобретение, он проходит в виде конкурса, но всем понятно, что это не самое важное — важно, чтобы Рыжий звучал. Главным членом жюри будет Олег Дозморов, друг Бориса Рыжего и прекрасный поэт, на связи с нами из Лондона онлайн. Мы очень этому рады.

— Спустя большой промежуток времени в свет выходит ваша новая поэтическая книга «Теперь никто не умер». Расскажите о ней, пожалуйста.

— Это действительно книга, накопившая тексты за последние одиннадцать лет, строго отобранные, там всего сорок два текста, интересных, сложных, самых трудно дающихся — и мне, и, думаю, читателю. Редактором-составителем выступила Екатерина Симонова, чей редакторский талант не менее прекрасен и своеобычен, чем поэтический. Выходит книга в издательстве «Кабинетный ученый» (Екатеринбург), в поэтической серии «InВерсия», дочерней серии нашего фестиваля, как шутим мы. Курируют серию Е.Симонова, Н.Санникова и Ю.Подлубнова. Послесловие к книге написал Данила Давыдов, весьма точно угадав про меня там некоторые вещи — не только в литературном, но и в человеческом смысле. Данила вообще по прозорливости «ловец человеков», а не просто критик и литературовед. Надеюсь, книга выйдет к Южноуральской ярмарке.

— На Южноуральскую книжную ярмарку вы прилетаете из Петербурга, хоть родом вы из южноуральской столицы. Не скучаете по Челябинску?

— Всегда скучаю и всегда люблю. За последний год Челябинск поменялся к лучшему. Меняется самосознание людей, понимание городской среды, а значит, лицо города. Это отрадно, я за Челябинск держу пальцы. Скучаю по человеческой теплоте (Петербург — интеллигентный город, но за этой интеллигентностью стоит и прохладца: климат такой) и всегда рад возвращаться на Южный Урал.

Творческая встреча с Константином Рубинским пройдет 25 сентября в 12:45 в Центре международной торговли (пр. Ленина, 35). В программе — презентация поэтической книги «Теперь никто не умер» и автограф-сессия.

Напоминаем, что в это же время состоится Всероссийский литературный форум #РыжийФест (который проводят Союз журналистов Челябинской области и ЧОУНБ, при поддержке Фонда президентских грантов).

Следите за программой мероприятий и готовьте вопросы для авторов.

Фото предоставлены пресс-службой ЧОУКНБ

6+

Источник

Comments (0)
Add Comment