Загадочный фотоальбом о голоде 1920-х годов публике представят впервые
Лана Литвер
Фото: Исторический музей Южного Урала
Сегодня в Историческом музее Южного Урала открылась выставка “Третья печать” – к столетию голода на Южном Урале.
Никто из сотрудников музея не может сказать точно, когда и как вообще в архивах оказался этот альбом с фотографиями. История не сохранила ни имен авторов, ни цели создания жуткого фотодокумента.
Сто лет назад, когда фотодело, прямо скажем, было очень слабо развито, кто-то фотографирует, отпечатывает и собирает в альбом документальные свидетельства катастрофы.
Вот трупы на улицах. Одна из фотографий так и названа «Павшая на улице Васенко» (вверху). Вот человек, обтянутый кожей. Вот дети в форме скелетов. Вот останки людей, которых съели.
Большинство фотографий не подписаны. Но и без подписей здесь все очевидно
Заместитель директора Исторического музея Южного Урала по научно-исследовательской работе Александр Лымарев наткнулся на этот странный альбом четыре года назад и был изумлен. Неизвестные фотографы снимали на улицах города, в домах, в столовых и на рынках. Снимали живых и мертвых.
Заместитель директора Исторического музея Южного Урала Александр Лымарев
Ясно, что альбом был собран в начале 1920-х, ясно, что в Челябинске. Но кто и зачем его создал? Сотрудники музея только строят версии на сей счет. Одна из самых правдоподобных — это фотоотчет о работе одной или нескольких иностранных благотворительных организаций, которые в те годы активно помогали голодающим в Советском Союзе.
Название выставки «Третья печать» — это отсылка к Откровению Иоанна Богослова «Апокалипсис». Помните сцену, где являются четыре всадника Апокалипсиса: чума, война, голод, смерть?
«Масштаб голода, который обрушился на Южный Урал, сравним с локальным Апокалипсисом. Задача выставки — не только разобраться в причинах и рассказать о том, как это было, но и показать, как мы это преодолели»,— подчеркнул Александр Лымарев.
Надо отметить, что этот, первый в советской истории, голод официальная пресса не засекречивала. Машину агитпропа попозже настроили. В 1930-е и после войны, в конце 1940-х, информация была под запретом, и никакие иностранные благотворительные организации уже никого не спасали.
А пока, в начале 1920-х, фотографии изможденных людей печатали в «Правде», за людоедство не судили, газеты публиковали плакаты, отчеты о помощи и о мерах по борьбе с голодом.
Знаменитый плакат о голоде, 1921 год
Сохранилось приличное количество документов, воспоминаний, мемуаров очевидцев событий. Есть научные труды челябинских историков и краеведов на эту тему: в 1994 году первую монографию о голоде 1920-х годов на Южном Урале опубликовал Владимир Боже. Кроме него события исследовали Игорь Непеин, Игорь Нарский, Владимир Кобзов, Юлия Хмелевская.
Исторический музей построил выставку так, чтобы и попытаться разобраться в причинах трагедии, и показать ее без ретуши, и рассказать о том, как выкарабкивались из этого коллапса. Как закрыли границы Челябинской губернии, и все продовольствие, выращенное здесь, запретили вывозить. Как пекли хлеб с примесью белой глины, мололи муку из лебеды, полыни, стеблей подсолнечника, картофельной ботвы, мха, ила, гороховой соломы и даже из березы. Как кормили в бесплатных столовых.
Впервые будут представлены, например, страницы из дневника тогдашнего председателя Челябинского ГубЧК Андрея Коростина. Вот что пишет он о трудностях чекистов:
«Все ужасы голода не обошли стороной и наших работников-чекистов. Получая слишком скудный продпаек, совершенно не обеспечивающий хотя бы полуголодное состояние работника и его семьи, чекистам приходилось питаться суррогатом. Для пополнения пустого желудка приходилось употреблять в пищу лебеду и просянку, вместо мяса — голубей и грачей».
В стране, по данным первого издания Большой советской энциклопедии (а это проверенный источник), пострадали 35 губерний, голодало 40 миллионов человек, 5 миллионов не выжили.
На Южном Урале погиб каждый пятый: население городов и деревень губернии сократилось на двадцать процентов.
Главный раздел выставки с фотографиями из того самого альбома доступен только тем, кому исполнилось 18 лет.
Экспозиция «Третья печать» будет открыта с 11 марта по 11 апреля.