Плата за пятерки. Стоит ли мотивировать школьника деньгами?

Помогает ли финансовое вознаграждение лучше учиться? Советуемся с психологами.

– На протяжении многих лет педагогика всех стран стремится к тому, чтобы дети учились сами. К сожалению, процент таких детей, которые не нуждаются в добавочной мотивации, достаточно мал, – признает психолог Жанна Кулькова. – В отношении всех остальных детей родители и педагоги ищут варианты. Многие родители прибегают к мотивации непосредственно рублями.

Однако такого рода мотивация имеет ряд подводных камней. Прибегать ли к ней – непростой вопрос. Психолог Лариса Исламова подчеркивает, что стремление увидеть в дневнике пятерки может завести и нас, и детей не туда.

– Денежное вознаграждение многие родители считают мотивацией к получению хороших отметок, и редко задумываются о том, что хорошие отметки уже давно не равны знаниям. А ведь, собственно, в школу дети отправляются именно за знаниями, – напоминает Лариса Анатольевна. – Деньги искажают истинную мотивацию ребенка, и школа перестает быть местом получения знаний, а становится местом рыночных отношений. К тому же, с возрастом ребенка может «подрасти» и стоимость хорошей отметки, не стоит забывать и об этом, если вы решили стать для своего ребенка «работодателем».

Но действительно ли «рыночные» отношения в школе мешают получать знания? Чтобы разобраться, Лариса Исламова предлагает поговорить о мотивации как таковой.

– Мотивация, рассказывает психолог, бывает внутренняя и внешняя, устойчивая и неустойчивая. Устойчивая мотивация основана на нуждах человека, она не требует дополнительного подкрепления. Когда хочется пить – мы идем и наливаем себе стакан воды, безо всяких уговоров. Соответственно, если ребенок учится ради знаний, это его внутренняя, устойчивая мотивация. А если ради получения денежного вознаграждения за хорошие отметки, – это может навсегда остаться только внешней мотивацией. Что произойдет, если в определенный момент родители не смогут или не захотят мотивировать ребенка дальше – можно догадаться.

Если все-таки решено использовать деньги как способ убеждения – нужно выяснить, готов ли к этому ребенок. В первую очередь, обращает внимание Жанна Кулькова, важно убедиться, что ребенок знает, зачем ему цветные купюры.

– Очень важно чтобы ребенок понимал цену покупок: сколько стоит хлеб, сколько стоит молоко и сколько стоит то, что он хочет приобрести. Если у ребенка представление о деньгах не сформировано, то совершенно неразумно рассчитывать, что он будет прикладывать усилия, чтобы их зарабатывать, – подчеркивает психолог. – То есть, речь точно не о первом-втором классе. Ребенок по крайней мере должен сам ходить в магазин.

В качестве альтернативы можно предложить ребенку реальную цель накопления, зримое воплощение мечты: велосипед, гироскутер, приставку. Такой ориентир сделает купюры понятнее, ребенок сможет оценивать, как усилия приближают его к желанной покупке и сколько осталось до нужной суммы.

Но в любом случае не стоит считать деньги заменой обычного родительского тепла.
– Дети признаются нам: материальное стимулирование не столь значимо, как думают взрослые. Гораздо важнее поддержка, одобрение родителя, прощение, в случае если успехи скромны, и помощь, если ребенок хочет учиться лучше, – отметила Жанна Кулькова.

Лариса Исламова выразилась на этот счет еще решительнее:

– Я думаю, что здоровые семейные отношения, и учеба ребенка как часть этих отношений, должны подкрепляться не финансами, а совместными интересами, заинтересованностью родителей не в хороших отметках, а в знаниях, которые нужны ребенку для его будущей жизни, – подчеркивает Лариса Исламова. – Учет интересов ребенка, его склонностей, возможностей должны быть в приоритете над хорошими отметками. Если у ребенка есть проблемы в школе, если он «по уши» в двойках – отложите все дела, поговорите с ребенком, послушайте его мнение о школе, учителях. Может быть, у него не сложились отношения с учителями? С одноклассниками? Вариантов может быть много. Финансовая мотивация не лучший выход. Не стоит устраивать рыночные отношения там, где полагается быть интересу и доверию.

Фото Дмитрия Куткина.

Источник

Comments (0)
Add Comment