Гость фестиваля «Камерата-2021», театральный педагог и режиссер из Москвы Елена Кузина представила на фестивале спектакль «Гамлет. Очная ставка»
Ваш браузер не поддерживает воспроизведение видео! Пожалуйста обновите его.
Лана Литвер
— Елена, поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о «Как мы хоронили…»? Этот спектакль считается главным событием сезона не только для Челябинска, но и для российской сцены.
— Впечатление сложное. Потому что очень сложный жанр. Театр называет это трагифарсом. Да, это действительно трагифарс. Дерзкая, смелая для сегодняшнего дня постановка. Я знаю Артура Соломонова, драматурга. Он говорит о вещах очень болезненных, вскрывает наши кровавые язвы.
— Это сатира.
— Безусловно. И это очень трудный для актеров жанр. Как это играть? у меня остался вопрос… Но труппа, должна признать, великолепная. Выкладывались, как могли, честно работали.
Очень смелый текст и вообще вся постановка — смелая. Я бы, пожалуй, еще утяжелила и дополнила горечью этот жанр. Но это вопрос режиссерского решения — автор имеет право делать так, как он видит.
«Черный апельсин» (Челябинский молодежный театр)
— А что скажете про «Черный апельсин» Молодежного театра? Это знаменитый спектакль, он уже участвовал в главном фестивале детских театров «Арлекин» в Санкт-Петербурге.
— Сложно сказать. Знаете, я очень сложно отношусь к новой драме в принципе. Для начала должна быть пьеса — я ее не увидела. Кроме завязки там ничего нет. Нет ни одного прилично написанного диалога, прошу прощения за прямоту. Очень облегчённый финал при такой крутой завязке. Словом… У меня много вопросов, но, в первую очередь, к пьесе, к материалу. При этом не могу не отметить, как великолепно работают в Молодежном актеры старшего поколения.
— А почему у вас сложное отношение к новой драме? «Коляда-театр» весь из нее состоит.
— «Коляду-театр» я очень уважаю, видела с десяток спектаклей. Они берут и классические тексты и…
— …и переупаковывают.
— Да. И как правило, в плюс этим произведениям! «Фальшивый купон» по Льву Толстому, например, — один из моих любимых спектаклей. Но первое и главное — должна быть пьеса! Я много работаю в Америке, преподаю в Театральном центре Юджина О’Нила. Там всерьез заняты обучением драматургов. Понимаете, есть законы написания пьес.
Есть ремесло, его никто не отменял. Я очень часто вижу у современных драматургов отсутствие ремесла. Поэтому… Да, они берут какую-то остро социальную тему и – скользят по поверхности в очень плохих, фальшивых, мультяшных диалогах..
— Но театр все равно дрейфует от классического и академического формата в сторону новой драмы.
— Пусть дрейфует! Мне не надо дрейфовать. Я вот десять лет занимаюсь Шекспиром, и конца края нет. Он очень современный драматург. Мы вот играем сейчас «Ричарда III» — так он пострашнее будет, чем история про Сталина. И текст актуальный. И откликается. Меня интересуют архетипические человеческие проблемы, а не конкретная политическая ситуация или фигура.
— Последний вопрос: зачем, на ваш взгляд, человек ходит в театр?
— У меня есть абсолютно внятная позиция, и я учу так актеров. Единственное, зачем сегодня зритель приходит в театр — это живая энергия живого актера. Если этого в театре нет, то нет ничего. Потому что человека не интересует история — ее гораздо интереснее прочитать или посмотреть в кино, это более зрелищное искусство. Его не интересует драматургия — есть другой контент, гораздо более острый и интересный.
А вот живой энергии живого человека здесь и теперь — нет нигде. Поэтому залы набиты и в Москве, и в Петербурге битком, хотя билеты стоят космические деньги
Люди приходят за энергией, театрам это нужно осознавать.