Один из сценаристов главного сериала 2020 года рассказал о том, как переживал за судьбу "дятловцев", вероятности счастливого финала и будущих проектах.
Если спросить у российского зрителя пятерку лучших отечественных сериалов за этот год, то на первом месте окажется трагическая история свердловских туристов в «Перевале Дятлова». Самая загадочная экспедиция в СССР стала известна на весь мир, но никто в нашей стране так и не экранизировал эту историю. Первым стал телеканал ТНТ, причем сделавший настолько качественный сериал, что разговоры о нём не утихают уже несколько месяцев. Одним из авторов сценария «Перевала Дятлова» стал Александр Сысоев, родившийся в Челябинской области. Специально для читателей «ЧелябинскСегодня» Александр согласился на интервью, в котором раскрыл самые интересные секреты написания сценария.
Почему сериал про перевал Дятлова? Ведь эта история уже стара и её обсудили с разных сторон. Что вы хотели рассказать зрителю?
На самом деле, фильмов про Перевал Дятлова не так много, самый известный, наверное – «Тайна Перевала Дятлова» Ренни Харлина, хоррор про американских студентов, которые решили пройти по маршруту «дятловцев». В России, как ни странно, художественных фильмов и тем более сериалов про «Перевал Дятлова» еще не было. При этом, как нам казалось, у зрителя давно созрел запрос на такую историю. Мы в этом случае судили по себе – если нам это интересно, значит, будет интересно и зрителю. Кроме того, было ощущение, что дятловцы – это какая-то очень близкая и болезненная для всех тема, как будто ребята, которые не вернулись из того похода, для всех нас – одна большая травма из прошлого, которая до сих пор не дает нам покоя. И надо уже всем вместе попытаться договориться о том, что же там все-таки случилось, на этом перевале.
Сериал разбит на две части: цветная и черно-белая. Причём вы писали сценарий именно для черно-белой версии. И она оказалась максимально приближена к духу советских фильмов. Откуда такая точность? Вас можно назвать фанатом старого советского кинематографа?
У нас было несколько визуальных референсов из того времени – в основном, фильмы Калатозова с Урусевским, прежде всего – «Неотправленное письмо», история про геологов, которые пытаются выбраться из охваченной пожаром тайги. «Письмо» было снято в 1960 году, спустя год после событий на Перевале, поэтому довольно близко передает дух того времени и атмосферу, которая царила тогда в походах. Есть еще ряд фильмов, на которые мы старались ориентироваться стилистически – например, «Мне 20 лет» Хуциева, фильм про молодых ребят начала 60-х. В советском кино тех лет герои определенным образом говорили и существовали – и нам важно было сохранить ту немного наивную и очень узнаваемую интонацию, в том числе в диалогах. Из «Мне 20 лет», помимо прочего, мы позаимствовали ряд приемов – например, сцена в 4 серии, когда «дятловцы» идут по Ауспии, а за кадром звучат их голоса, отчасти повторяет сцену с прогулкой героев Хуциева на Чистопрудном бульваре.
Судьба «дятловцев» трагична, вам, как автору сценария именно про ребят, было сложно пропускать через себя всю эту ситуацию? Особенно это касается последней серии. Ведь вы страдали за девятерых.
Главная задача любого, наверное, художественного произведения – заставить зрителя сопереживать. В Перевале важно было сделать так, чтобы к финальной серии зритель проникся личной историей каждого из дятловцев, чтобы они стали для него в каком-то смысле родными. Мы старались рассказать о каждом из них что-то, что вызвало бы симпатию зрителя, при этом – оставаясь в рамках фактологии, дневниковых записей и всего, что доподлинно известно об этих ребятах. Например, есть свидетельства, что в кармане Дятлова при осмотре была обнаружена фотография Зины Колмогоровой – на основании этого была придумана история любви Зины и Игоря. При этом известно, что до похода у Зины был роман с Юрой Дорошенко, и это тоже нашло отражение в сериале. В ночь перед гибелью ребята написали шуточную стенгазету «Вечерний Отортен», в которой было упоминание о лекции «Любовь и туризм». Эту лекцию, согласно стенгазете, читали Тибо и кандидат любовных наук Дубинина – так в сценарии появилась их романтическая линия.
Не было идеи круто развернуть сценарий и спасти «дятловцев»? Пусть хотя бы в сериале был хеппи-энд?
Среди комментариев, которые мы получали, пока сериал был в эфире, было много вариантов того, какой у нас будет финал. Мы даже составили рейтинг версий, которые нам больше всего понравились. Среди инопланетян, зомби и военных испытаний, самая, на мой взгляд, интересная версия была – что мы сделаем как в «Однажды в Голливуде», все наши герои выживут и вернутся домой, к родителям. В каком-то смысле мы это и сделали – в самой последней сцене сериала они снова живые, готовятся к поход, поют песню. Это экранизация самой первой записи из общего дневника группы, вплоть до реплик, которые там звучат.
Как проходила работа над сценарием? Изучали материалы следствия? Может быть ездили в Екатеринбург, где можно даже дневники «дятловцев» найти.
Илья Куликов, автор сериала, ездил в архив КГБ в Екатеринбурге и изучал уголовное дело, на основании которого и была написана потом линия расследования. Работа над сценариями серий, посвященных походу дятловцев, основывалась в первую очередь на их дневниковых записях, которые широко известны и находятся в открытом доступе. Кроме того, за все годы изучения данной темы накоплено огромное количество материалов – фотографий, воспоминаний, свидетельств очевидцев. Весь этот массив данных был собран нами в 3-томное «дело», с которым мы сверялись, когда работали над сериалом. Удивительно, на самом деле, сколько могли оставить о себе материальной памяти несколько 20-летних ребят в годы, когда даже фотоаппараты были редкостью.
Для вас это уже не первый драматический сериал. В качестве креативного продюсера у вас на счету «Эпидемия», который забрал Netflix, есть еще «Мертвое озеро», молодежный «Чернобыль» и прочее. Сейчас переход в этот жанр стал модным? Это некая подстройка под текущую ситуацию в мире с пандемией?
«Эпидемия» вышла в 2019 году – еще до того, как разразилась история с коронавирусом. В каком-то смысле, этот сериал оказался «провидческим» – редкий случай, когда жизнь стала подражать искусству, а не наоборот. Остальные сериалы в этом жанре – это результат того, что нам в целом нравятся такие истории. В этом плане мы стараемся ориентироваться только на свой вкус. Тем более, когда производство одного 8-серийного сериала занимает около 3 лет, стараться угадать текущие тренды сложно.
Вы родились в Челябинской области. А у нас было достаточно событий, о которых можно снять большой сериал: падение метеорита, трагедия с поездами под Ашой, взрыв на химкобинате «Маяк», произошедший ещё до ужаса в Чернобыле и, вероятно, он мог предотвратить ту катастрофу. Заинтересовались?
В случае с «Перевалом Дятлова» нас подкупало то, что там внутри уже была зашита человеческая история, ее надо было только вытащить и правильным образом рассказать. Когда речь заходит о трагедии под Ашой, либо взрыве на Маяке – все зависит от того, получится ли придумать такую, цепляющую зрителя историю, которая будет развиваться на фоне этого события. Как ни странно, такой человеческий сюжет есть в истории про гуманоида Алешеньку, вернее, про женщину, которая считала его сыном. Правда, непонятно, что из этого может получиться – скорее всего, какая-то артхаусная драма.
Можно ли сейчас назвать Россию страной, где начали производить качественные сериалы? Понятно, что нам ещё далеко до американских и английских производителей, но с кем мы уже на равных? Может быть Испания, где появился прекрасный сериал «Бумажный дом».
Россия постепенно входит в топ европейских стран-производителей сериального контента. У нас уже есть ряд сериалов, которые на равных конкурируют с проектами на том же Нетфликсе – это и Эпидемия, и Метод, и Лучше, чем люди. При этом надо понимать, что тот же Бумажный дом провалился у себя на родине – для испанского зрителя, для которого он был создан, он оказался не очень интересен. Настоящий успех пришел к этому сериалу, когда он попал на Нетфликс и был там сильно перемонтирован. Вполне возможно, что среди сериалов отечественного производства есть такие же будущие хиты Нетфликса, просто мы пока про них не знаем. Мы, в частности, продолжаем активно сотрудничать с этой платформой по ряду проектов, так что, возможно, в скором времени у нас снова получится завоевать симпатии зарубежного зрителя.
Назовите пятерку ваших любимых сериалов.
Сложно назвать именно пятерку, тем более, со временем предпочтения меняются. Поэтому назову те, которые произвели на меня самое сильное впечатление за последнее время. Это «Варвары», «Дом с прислугой», «Королевский гамбит», «Эйфория» и «Территория», которая вышла в этом году на телеканале ТНТ – очень сильная история про наших соседей, Пермский край.
Фотография и кадры из фильма предоставлены телеканалом ТНТ
Автор:
Александр Файрузов
ТНТ
сериал
интервью
Дятлов
сценарист
Челябинская область