Тамаз Гачечиладзе: Я помогаю осуществлять мечты

Сегодня гость проекта «Люди нашего города» — режиссер, педагог, руководитель театральной лаборатории «Метро» Тамаз Гачечиладзе. И, конечно, разговор шел не только о театре.

«То, что говорили учителя, я начал понимать годам к тридцати…»

Содержание статьи:

– Так случилось, что учился я на уникальном курсе. Нашими учителями были и ныне покойный Тенгиз Александрович Махарадзе (тогда – главный режиссер челябинского ТЮЗа), и Елена Васильевна Калужских, и Владимир Федорович Филонов (ныне – профессоры кафедры театрального искусства ЧГИК). Не могу сказать, что я был в числе самых прилежных студентов. Но к тому, что говорили мастера, нельзя было не прислушаться. И глубокий смысл этих слов я стал понимать только годам к тридцати, когда уже думал, что с театром расстался как минимум надолго.

 Встреча выпускников

Но тогда я всем говорил, что в челябинских театрах никаких перспектив для меня нет, и сразу после выпуска я уеду в Санкт-Петербург. Мне в ответ говорили, что там нас никто не ждет, и, как водится, были правы. Ни один из театров города на Неве не был готов принять меня. Но все же исключение было — все же удалось устроиться в «Белый театр», которым руководил Михаил Чавчавадзе. Но не в основную труппу, а в антрепризную, которая выступала со спектаклями по всей России. Вместе с этим коллективом я проехал от Сибири до Сочи.
Поработав в этой антрепризе, я понял, что она ничего общего с творчеством не имеет. Это чисто коммерческий проект, цель которого — заработать побольше денег. Почти каждый день в течение года пришлось выходить на сцену. Так продолжалось два с половиной года, но потом я уже просто не выдержал и вернулся в Челябинск.
В Челябинске в связи с этим в начале нулевых годов театры испытывали большие трудности. Финансирования практически не было, зарплату платили небольшую. Пришлось сменить сферу деятельности. Работал на телевидении (в том числе и на административных должностях), в риэлторской конторе…
Но, конечно, все чаще вспоминал слова Тенгиза Александровича: «Мне все равно, в какой сфере вы будете работать. Моя задача — воспитать ваше мировоззрение». И еще о том, что если в человеке живет «ген театра», то он абсолютно неистребим и как-то бороться с этим бесполезно… Очевидно, этот ген во мне есть.

Об удивительном директоре и замечательной актрисе

– История театральной лаборатории «Метро» неразрывно связана с именем Александра Евгеньевича Попова, директора лицея № 31, при котором и была организована лаборатория. Это удивительный человек, масштабы мышления которого поражают. Творческие проекты этого харизматичного лидера не знают границ. Когда в ходе реализации нашего проекта «Декабристки двадцатого века» мы обратились к Марине Влади, я и подумать не мог, что эта звезда первой величины, любимая женщина Владимира Высоцкого не только откликнется на наше обращение, но и приедет в Россию — правда не в Челябинск, а в Екатеринбург.
А надо сказать, что после смерти Высоцкого Марина Влади вообще отказывалась от поездок в Россию. Ее позиция лишь укрепилась после выхода картины «Высоцкий. Спасибо, что живой».
И тем не менее Марина Влади приехала и получила статуэтку «Декабристка двадцатого века» из рук губернатора Свердловской области. После того, как мне довелось писать письма этой актрисе, я понял — к человеку надо обращаться, учитывая его интересы, чтобы взаимопонимание в конце концов было достигнуто. Это, кстати, главная задача режиссера при работе с актерами и другими создателями спектакля.

Алла Точилкина в спектакле «Алиби»

Кроме того, Александр Попов является автором текста, инсценировка которого является драматургической основой для спектакля поставленного мной – «Алиби». Текст этот очень сложный. Поскольку по основной специальности Александр Евгеньевич математик, его проза напоминает развернутое уравнение, в котором вместо цифр – слова.
Освоить такой текст, уверен, может только одна актриса — Алла Точилкина. Работая с ней еще на спектакле «Контрабас», я понял, что мне сказочно повезло. Алла — не побоюсь этих слов — актриса мирового класса. Ее талант и работоспособность вызывают восхищение. Каждый раз наш спектакль приобретает новые грани. Недавно, например, мы показывали его в историческом парке «Россия — Моя история». Зрители сидели ближе, и от этого родилось новое ощущение прямого взаимодействия с залом.

  Рабочий момент проекта «Мама, я на сцене»

Когда исполняется мечта

– Проект «Мама, я на сцене» для меня стал определенным открытием. В нашем городе уже были попытки собирать команду актеров-любителей для постановки спектакля. Но в нашем случае собралась необыкновенная группа людей, цель которых — не просто выйти на сцену, а усовершенствовать себя. Участники проекта были готовы заниматься круглые сутки, они работали с такой самоотдачей, которую редко можно встретить и у профессиональных актеров.
Вдобавок ко всему все очень сдружились. Сезон закрылся, премьера сыграна, но участники продолжают встречаться, общаться. Расстаться оказалось трудно. Кстати, не могу не сказать и об авторе и продюсере проекта Ольге Беловоловой. Благодаря ей проект не знал организационных сложностей, и потому, наверное, удалось создать такую удивительную атмосферу круга единомышленников.

  Словом, проект перерос масштабы чисто театрального. Вероятно, потому, что его участники не стремились стать актерами, перейти на работу в театр. Однако удивительный эффект исполнения давней мечты дал каждому из них очень много. Я понял, что по сути мы занимаемся арт-терапией. И потому не случайно я снова стал студентом. Изучаю психологию в педагогическом университете.
И, конечно, на старте — новый проект, подробности которого пока не расскажу…

 Фото из архива Тамаза Гачечиладзе.

 

Источник

Comments (0)
Add Comment