Как волонтерскому движению достался старинный особняк и что с ними теперь будет
Екатерина Волкова
С 2018 года вместе с другими челябинцами и партнерами и на голом энтузиазме в порядок привели частный деревянный дом (1920 года постройки) на ул. Российской, 86 и особняк купца Рябинина на ул. Каслинской, 137. Каждое ударное лето было наполнено ремонтными работами, вечеринками, мастер-классами и даже кинопоказами.
За это время девушки определились с идеей: они хотят не просто от случая к случаю поднимать из руин симпатичные дома, а заниматься реанимацией наследия основательно. Заодно популяризировать исторические объекты и делать их точками притяжения для горожан и туристов. Для этого они зарегистрировали региональную общественную организацию «Культурный слой» и начали бомбардировать администрацию Челябинска письмами с просьбой выделить постоянную площадку — да хотя бы под склад инструментов, уличной мебели, спецодежды. Вещей много, одних только кисточек штук сто накопилось.
«Нам очень помог глава центрального района Виктор Ереклинцев. Он поддерживал «Том Сойер Фест» в прошлые годы, а сейчас помог связаться с мэром Натальей Котовой и КУИЗО. Мы просили помещение для нашего «Культурного слоя» или хотя бы склад. А в ответ нам предложили выбрать из нескольких помещений вдали от центра и пары зданий, среди которых был идеально подходящий дом Беляевских. Кстати, еще в 2018 году, вечерами после фестиваля на Российской, мы проходили мимо этого дома и мечтали однажды привести его в порядок»,— рассказывает архитектор Галина Зубаирова, которая в 2018-м инициировала «Том Сойер Фест» в Челябинске.
Какие какие у вас планы на лето?
Содержание статьи:
Мы стоим на первом этаже старинного дома. Тут пыльно, некоторые стекла разбиты, а в луче солнца на тонкой ниточке качается паучок. И очень, очень холодно, хотя на улице уже весна. Два этажа, узкие окна, пристройка с бетонной лестницей и несколько приличных таких дыр в стенах. Я моргаю и пытаюсь представить среди колонн типографские станки, с грохотом и скрежетом проворачивающийся распределительный вал. И людей, обязательно в суете, сизом табачном дыму и с пятнами черной краски на обшлагах.
Для справки: двухэтажное здание на ул. Труда, 89 было построено в 1895 году на территории усадьбы челябинского купца Антона Беляевского. Несколько лет тут могла располагаться типография Бреслина, при которой выпускали газету «Голос Приуралья». На чертежах подвала видны мощные колонны, поддерживающие пол первого этажа, чтобы тяжелые станки не обрушили дом в яму. Но заехали ли газетчики в особняк — доподлинно неизвестно.
Копия плана, хранящегося в Государственном архиве Оренбургской области. Фото Гаяза Самигулова
А может, тут был… пивной склад с жилыми комнатами наверху. Во дворе за домом был пивной завод, единственный в городе. В начале XX века (а в 1906 году уже точно) предприятие арендовал австриец Карл Венцель. Он очень хотел открыть собственную пивоварню, бомбардировал городскую думу письмами (что-то нам это напоминает), но получал отказы и вынужден был варить пиво на заводе Беляевского. В областном архиве хранится документ, в котором Карл Иванович сообщает, что в здании Беляевского на ул. Сибирской (нынешняя ул. Труда) у него располагается пивной склад и небольшая пивная. А в той же газете «Голос Приуралья» в 1913 году сообщается, что на складах Венцеля в скором времени будут храниться оптовые партии пива троицкого пивомедоваренного завода Зуккера. Сейчас подвал засыпан и замурован. Что в нем: пивные бочки, секрет пива «Новая Бавария» или восхитительное ничего?
Примерно 1990 год. Фото Центра историко-культурного наследия
В архивных документах от 1922 года есть упоминание о сыне купца Беляевского, который «жил в собственном доме на ул. Труда и приобрел лицензию на право фотографирования на рынках Челябинска». В поздние годы в здании была коммуналка, а потом контора по обмену и найму жилья. С 2012 года дом является выявленным объектом культурного наследия, но и только. В последние годы здание пустовало.
Для площадки «Культурного слоя» городская администрация предлагала еще дом Колбина, стоящий буквально наискосок. И несколько подвальных и полуподвальных помещений в совсем неисторических, скучных зданиях:
«Дом Колбина был бы слишком большим, сложным для нас. Там на фасаде роскошная лепнина, которую тяжело восстанавливать. А подвал— не самое удобное помещение. Зато теперь у нас есть план раскопать подвал нашего дома, очень интересно», — говорит бухгалтер Белла Югова, которая занимается документооборотом феста, выполняет функции прораба, генерирует идеи и еще много что.
По бумагам особнячок Беляевского принадлежит муниципалитету, до недавнего времени им распоряжался КУИЗО. А теперь у «Культурного слоя» на руках договор, согласно которому они бессрочно и безвозмездно пользуются этой площадкой. Впрочем, не они первые будут делать здесь ремонт.
Десять миллионов за два года
В 2017 году бизнесмен и блогер Дмитрий Балакирев решил устроить в особняке диджитал-офис для своего агентства. По федеральному закону № 159, если два года исправно платить аренду (а это 190 тысяч рублей в месяц), то арендатор получает право приоритетного выкупа имущества у города. План Дмитрия был таков: два года неспешно готовить проект реконструкции, по всем правилам, со всеми экспертизами. А как только здание перейдет в собственность, тут же запустить полноценный ремонт, с полной уверенностью, что переезд состоится. Но.
«Руководство Челябинска все еще рассчитывало на проведение саммита ШОС. Я получал письма от комитета по управлению имуществом: „Ваш объект на гостевом маршруте! Когда будете ремонтировать фасад?“ Понимая, что здание еще не в собственности, я всячески откладывал начало реставрации», — рассказывал Дмитрий подписчикам на своей странице во «ВКонтакте».
Пуф — и план провалился. А между тем внутри дома блогер и его помощники успели сделать много пыльной работы: снесли перегородки из дранки, очистили стены от старой штукатурки, кое-где даже отпескоструили поверхность до теплого, исторического кирпича. Стены настолько вдохновили Дмитрия Балакирева, что он попытался найти поддержку у местного бизнеса. И нашел: ресторатор Татьяна Мизюрина какое-то время подумывала сделать там пивной бар с лаунж-зоной на втором этаже. Но эта идея быстро рассеялась и здание вернулось городу с прибылью в 10 миллионов рублей.
Внимание, сейчас тут появится Варламов
Широкие подоконники и оконные рамы выглядят очень старыми. Дверные проемы и оконные упоры тоже явно дореволюционные: дерево балок задышало, рассохлось, потемнело. А вот дверь из ДСП и косяки, покрытые дешевенькой краской, — явный новодел. На одном из них даже неприличная наклейка есть. Вокруг еще лежат кучки мусора, какие-то доски, мешки и обрывки проводов, а возле входа стоит старый конторский сейф. «Том Сойер Фест» сюда еще не заехал — им предстоит огромная работа по приведению помещения в порядок, да и холодно.
Это Белла Югова мечтает о дубовых окнах и немного мерзнет
В ближайшие пару недель в штаб-квартире начнется первый этап противоаварийных работ. Это такой законный способ сделать помещение пригодным для использования, но при этом не ввязываться прямо сейчас в проектную волокиту, огромные сметы и экспертизы.
«Нужно вычертить и просчитать план-минимум противоаварийных работ. Тогда у нас тут появится свет, тепло, и кто знает, может, даже нормальный пол под ногами, а не пыльные плиты. Но только пол предварительно будет стоить нам 300—350 тысяч рублей. Нужен грант, возможно, даже два гранта. А чтобы подавать на грант, нужно четко представлять объем работ и все суммы», — смеется Галина Зубаирова.
Средства на проект противоаварийных работ для дома надеются собрать с помощью фонда «Внимание». Это организация известного блогера Ильи Варламова, который неоднократно бывал в Челябинске, восхищался классической застройкой ЧМЗ и плевался от запущенности центральных улиц. Фонд собирает средства для сохранения и восстановления объектов культурного наследия по всей стране, а в экспертном совете у него Андрей Кочетков, основатель движения «Том Сойер Фест».
С капитальным ремонтом придется сложнее. Примерные затраты можно оценить в 6 миллионов рублей, а это почти годовой бюджет «Внимания». Так что «Культурный слой» будет искать партнеров и инвесторов. Впрочем, за два сезона феста база у них частично наработана.
Дом без двора, но с кинотеатром
За май и июнь (тут мы скрестили пальцы) Беляевский особнячок приведут в порядок, чтобы в июле запустить деревообрабатывающую мастерскую, штаб и принять первых гостей. Галина, Белла и Анастасия (дизайнер и SMM-специалист) все распланировали. На первом этаже будет мастерская, с возможностью проводить лекции, мастер-классы и даже фуршеты. На втором — непосредственно штаб организации с рабочими местами для архитекторов и инженеров, бытовки и кладовки. Ивенты для горожан и волонтеров будут бесплатными. А для желающих помочь и поддержать проект откроют сервисы донатов (в том числе на краудфандинговых платформах) и членские книжки общественной организации «Культурный слой». Это все планы реальные.
Куда любопытнее мечты:
— Дубовые окна, оставить историческую кладку из кирпича и бутового камня, вьющиеся растения во всю лестницу… Кстати да, лестница, ее мы будем переносить, — категорична Белла Югова.
— Как переносить? Это же лестница, единственно возможная, — удивляюсь я.
— Ну она не историческая же, — парирует Белла Югова.
— А еще хочется оранжерею, из стекла, — добавляет Галина Зубаирова.
— На месте пристройки? — уточняю я.
— Нет, прямо внутри, с панорамными такими окнами. Жаль, экспертиза это не пропустит. Зато пропустит еще один дверной проем, чтобы выходить во двор. А там — летний кинотеатр, — мечтает Галина.
Вопрос с двором (который сейчас выглядит как парковка, незаконно перегороженная шлагбаумами «Гардероба»), кстати, подвис. КУИЗО должен передать участок земли арендодателям вместе со зданием. Но по каким-то причинам пока не сделал этого. А решить вопрос нужно, чтобы разрабатывать подробный проект реставрации с инженерными изысканиями, историческими справками и профессиональной экспертизой. Процесс может затянуться на год. Впрочем, для летнего сезона фестиваля «Том Сойер» в 2021 работы тут предостаточно.
Культурный слой Челябинска
«У организаторов сложная задача. Исторические здания, а тем более объекты культурного наследия, требуют квалифицированных помощников, имеющих соответствующие лицензии. В отличие от многих домов, сохранившихся с того времени, у Беляевского сильно поврежден фасад — нужно наращивать кирпичи. Это сложная технология, дорогостоящая. Вот, кстати, собор Невского на Алом поле как раз восстанавливают так. „Том Сойер Фесту“ придется найти хороших инвесторов, спонсоров, подавать на гранты. Но я рад, что старинное здание будет сохранено и отреставрировано», — поддерживает проект девушек Юрий Латышев, краевед и архистраж Челябинска.
Штаб-квартира и официальный статус общественной организации — это уже не просто волонтерский фестиваль, на котором под гитару и свет фонариков что-то пилят, сверлят или замазывают. Это социальный проект, в который включились профессионалы из разных областей (архитекторы, инженеры-конструкторы, дизайнеры, строители и даже мастера по работе с деревом) и неравнодушные горожане. И в тесной связке с комитетом по охране культурного наследия и движением «Архистраж» он сможет вернуть Челябинску его культурный слой.
Дом на ул. Труда, 89 станет исходной, объединяющей точкой, в которой и жители города, и специалисты, и представители властей смогут вести диалог. А может, просто красить забор краской. Насвистывая.
Кстати, «Том Сойер Фест» (или уже «Культурный слой») вместе с комитетом по охране культурного наследия, ЮУрГУ и Русско-немецким домом собирается заняться восстановлением Порожской ГЭС, но это совсем другая история.
Редакция благодарит Юрия Латышева за подробную историческую справку о доме на ул. Труда, 89 .