Режиссер Вероника Печерникова создала спектакль для детей и их родителей. Актеры Молодежки поют без фонограммы!
Лана Литвер
Сюжет любимой детской сказки авторы постановки нежно сберегли, придав ему, впрочем, современное философское наполнение. Мягко, очень мягко, но чтобы мамам было интересно смотреть тоже.
Но в первую очередь, это, конечно, мюзикл. Музыка (композитор Сойжин Жамбалова) сопровождает все действо беспрерывно. Актеры поют самостоятельно и живьем, и делают это весьма профессионально. У Дюймовочки (хорошо, что у Екатерины Солнцевой музыкальное образование) вообще партия для хорошего сопрано. Актеры еще и танцуют при этом. Не всегда удается разобрать все слова в песне, но основной смысл понятен, а музыкальная ткань не рвется.
Это Жук – местная поп-звезда и его фанаты, они же подтанцовка и бэк-вокал
Объемные, тщательно сконструированные костюмы делают происходящее на сцене похожим на оживший кукольный мультфильм или на компьютерную игру. Конец любой мизансцены — стоп-кадр: как будто ребенок остановил видео, чтобы потом досмотреть. Анимация создает 3D-измерение и дополнительно усиливает мультяшный эффект.
С костюмами целая история: выдерживая максимальную достоверность, их шил и костюмерно-бутафорский цех Молодежного театра, и челябинская фирма «Небо». Они надувные, но громоздкие. Зато дети безошибочно узнают персонажей-зверей и с интересом наблюдают за тем, как они двигаются. А Дюймовочка на их фоне, действительно, крошка.
В норе у Мыши
Ну вот и жених нарисовался
Сказка течет по заданному Андерсеном руслу, с песнями и танцами, с четко разделенными главами и сюжетными поворотами. Что видит взрослый зритель? – а режиссер настаивает, что это сказка и для родителей.
Мы видим хрестоматийную свекровь — это мама-жаба (Елена Шингареева) со всеми «мамалучшезнает» ухватами — а также ее бессмысленно-послушного сынка. Сцена в их доме на болоте сделана хорошими сатирическими мазками.
Мы видим девушку, которая ищет, кто бы ее подобрал и обогрел. Так она понимает свое женское счастье, доверчива и невинна.
Мы видим, как работает паттерн «Девушка для счастья должна непременно выйти замуж», при этом авторы постановки один раз показывают эту модель, как гибельную: жизнь в темноте под землей со слепым кротом. Это и сценографически решено, как плен:
А второй раз тот же сценарий проигрывается как счастье и сбыча мечт. Потому что муж — не Крот, а Король эльфов:
Правда, Королю Эльфов категорически не понравилось имя «Дюймовочка» и он самовольно переименовал ее в Майю. Почему-то.
— В чем тут мораль для взрослых, Вероника? — спросила я режиссера.
— Мы делали спектакль про свое место на земле. Где бы человеку было бы комфортно. Где бы его любили. Где бы он был у себя дома. Для Дюймовочки — это царство эльфов, куда она может попасть только, если возьмет судьбу в свои руки. А если будет плыть по течению от одного животного к другому… Там же нет ни одного существа, равного ей.
— Но ее все равно приносит Ласточка. Прямо — бэмс! — и в руки Эльфа.
— Ласточка — проводник. Это архетипический персонаж, который соединяет два мира. Так что выбор Дюймовочка все равно делает самостоятельно. Мы за то, чтобы люди делали то, что хотят, и выбирали свой путь сами. Ребенок в этой жизни никому ничего не должен, ни маме, ни папе.
Момент полета с Ласточкой — пусть будет спойлер — кульминационный по романтичности. Художник Ксения Кочубей сделала так, что мы поднимаемся вместе с Ласточкой над лесом, над Копенгагеном, над морем, над горами. Мы видим все сверху, как с квадрокоптера.
И музыка в этот момент летит, и голоса актрис летят высоко. Тут можно прослезиться тем, кого не впечатляет свадебный обряд с Королем эльфов. Хотя, эти ребята-эльфы танцуют в финале под американский как бы рок-н-ролл.