Челябинский театр кукол показал спектакль, наполненный ностальгией по светлому прошлому
Известная пьеса Владимира Гуркина «Любовь и голуби» впервые поставлена кукольниками.
Фото предоставлено пресс-службой театра кукол
Создатели спектакля предложили свою версию начала истории, дописав пролог к тексту драматурга: события комедии Гуркина предстают перед нами в воспоминаниях одного из персонажей — повзрослевшего Леньки Кузякина. А со временем даже трагические конфликты начинают казаться менее масштабными, порой уменьшаясь до кукольного размера.
Герой приезжает в дом, где еще живут призраки прошлого: тени то ли людей, то ли голубей, когда-то летавших над поселком у реки. И постепенно воспоминания берут его в плен, показывая как будто старое кино, но в ином ракурсе.
Конечно, призрак всенародно любимого фильма режиссера Владимира Меньшова также властно присутствует на сцене. Только в плену он держит зрителей, которым сложно отделаться от этого наваждения, все же без малого 20 лет картина не сходит с экранов, ее цитируют и даже пародируют.
К чести режиссера из Санкт-Петербурга Алексея Смирнова и актеров театра кукол имени Вольховского, ощущение пародийности происходящего не возникало. Скорее, на ум приходило мудреное слово «оммаж» (жест уважения другому художнику), причем эти жесты были адресованы не только ушедшим от нас оскароносному кинорежиссеру и великолепным актерам, снимавшимся в фильме, но и традициям петрушечного театра. Чего стоят только обязательные удары палками-метелками и слезные ручьи из глаз!
В спектакле (его возрастное ограничение — 16+) удалось достичь баланса между фарсом и ностальгией. Порой персонажи кажутся безумно смешными, а порой вдруг на кукольном лице Раисы Захаровны читается та самая непростая женская судьба, которую прекрасно умеют играть актрисы челябинских театров. А другие персонажи поражают трогательной наивностью.
Художница из Канады Екатерина Петухова поработала на славу, воздвигнув посреди сцены дом-голубятню-причал, органично совмещающий все места действия в одном достаточно компактном объекте.
Иногда даже кажется, что с компактностью автор сценографии переборщила: все же между этой многоэтажной башней и зрителем достаточно большое расстояние, и оттого небольшие куклы кажутся совсем маленькими. К тому же у театра есть редкая возможность показать, что он может обойтись без настоящего моря, настоящих голубей и настоящей Сибири, поскольку у него есть два мощных оружия: условность и фантазия. К сожалению, эти ресурсы были использованы, на мой взгляд, не в полной мере.
Итак, новая премьера на временной сцене ДК ЧЭРЗ (театр располагается там, пока в основном здании идет ремонт) отправляется в полет. Хочется пожелать спектаклю обрести своего благодарного и чуткого зрителя.