Эдгар Запашный увидел за руинами челябинского цирка прекрасное будущее
Эдгар Запашный, представитель знаменитой артистической династии, прибыл в Челябинск с представителями «Росгосцирка» на форум цирковых студий. Гости побывали и в здании челябинского цирка.
Форум успешно стартовал
Эдгар Запашный в составе московской делегации
Сегодня наш цирк обнесен забором. Снаружи можно увидеть строительные материалы. А внутри – руины. Демонтировано почти все. Хотя главная арена, купол, оркестровая площадка даже в таком, полуразрушенном виде еще хранят магию представлений.
Директор челябинского цирка Рихард Илгач сопровождает гостей и с увлечением рассказывает, что сделано, а что еще предстоит сделать. По словам директора, проект был создан в 2013 году, но многие нюансы не учитывалось. С тех пор появилась масса новых технологий, требований.
Рихард Илгач рассказывает:
– У нас была проблема с отоплением. В зале было холодно. Старинная система толком не работала, а когда работала, то была колоссально энергозатратной. В проекте заложена полная модернизация – в разных помещениях будет поддерживаться разная температура для животных. Сейчас переносим туалеты для маломобильных групп. Они планировались в цоколе, но мы сделаем их на первом этаже.
Проблема первого проекта – не были учтены очень многие требования на тот период. А сегодня, выяснилось, требуется расширять проходы по противопожарным условиям. Но чем шире проходы в зрительном зале, тем меньше количество мест. Их было 1718. Для миллионного города нормально. Пока договорились, что останется 1650 мест. И первый ряд на главной арене будет отдан маломобильным гражданам. Уже предусмотрены съемные места. Проходы между секторами на трибунах раздвинут. Ждет своего ремонта оркестровый балкон. Но проект переделывают и потому, что не было учтено устройство современной аппаратуры для создания эффектов света и звука.
Эдгар Запашный обратил внимание на наклон пола на арене:
– Видите наклон, а здесь он спадает. Надо, чтобы он был единым. Придется манеж еще утопить немного вниз, чтобы угол сохранить. Иначе для лошадников это катастрофа. Здесь лошадь будет шарахаться, где барьер открывается.
В цирке пройдет замена всей вентиляции. И предусмотрено кондиционирование. Потолочное покрытие будет светло-серым с соответствующей звукоизоляцией.
Когда начинаешь обходить все служебные помещения цирка, тогда понимаешь, какой он огромный. Нам показывают шорные, конюшни.
Эдгар Запашный спрашивает:
– А где репетиционный манеж? Должен быть, я здесь в 1997 году работал.
Но до него еще дойти надо. Пока смотрим места, где были стойла. Они были даже во внутреннем дворе. Гости осматривают устройство выходов. Потом чередуются склад фуража, мойка, технологическая комната, комната для обезьян. Возникает изолятор с отдельным входом.
– Были идеи: отдать спортивный зал под цирковую школу, – замечает директор. – О планах строительства гостиницы для цирка. Сегодня старую пятиэтажку хрущевского типа почти убрали. Место для новой, трехэтажной современной гостиницы уже выделено властями города. Заложено финансирование для строительства – около 120 млн рублей из бюджета области.
Директор цирка Рихард Илгач напоминает:
– Мы закрылись в 2019 году. Но на сегодняшний день уже восстановлены кровли на помещениях для животных, на административном здании, на репетиционном манеже. Проведено остекление по всему цирку. Выполнен полный демонтаж оборудования. Уже началась подготовка к установке вентиляционного оборудования – прорезаются отверстия под короба, монтируются крепления.
По словам директора цирка, пока ведутся те работы, которые не связаны с новыми изменениями в проекте. Но в ближайшие дни проект реконструкции зайдет в госэкспертизу – дорабатывается масса тонкостей. А через месяц-два после прохождения госэкспертизы, начнется более интенсивная работа. Открытие цирка произойдет в конце 2022 года, может быть, начале 2023 года.
– Все будет зависеть от графика выполняемых работ. Все нужно сделать, чтобы цирк в Челябинске стал как картинка. Не хотелось бы после открытия закрываться на какие-то доделки. Мы должны, в хорошем смысле слова, удивить наших зрителей, горожан и гостей города. С финансированием нет проблем. Росгосцирк держит руку на пульсе – ведомство пристально следит за этим объектом, не дает ни нам, на строителям расслабиться, – добавляет Рихард Илгач.
Зам. гендиректора ФКП «Росгосцирк» Татьяна Бушкова рассказала о целях визита:
– Мы приехали на форум детских цирковых коллективов. Заодно решили ознакомиться с ходом ремонта в челябинском цирке. Посмотрели своими глазами, несколько заметок для себя сделали, чтобы не упустить главное, поскольку потом, когда все достроят, будет уже поздно. Например, внимательно отнестись к устройству манежа с соблюдением технологии. Но главное, наши ключевые специалисты должны согласовать проект, чтобы его не переделывать второй раз.
По словам Татьяны Владимировны, Челябинская и Свердловская области славятся детскими цирковыми студиями. «Росгосцирк» со своей стороны намерен им оказывать поддержку. Но нужно обеспечить правовой статус детских студий. Поэтому организаторы форума планируют создавать общественное движение, чтобы выходить с законодательными инициативами.
Эдгар Запашный признается:
– Челябинский цирк – один из лучших в нашей стране, потому что он большой, с хорошими традициями. Я здесь работал, родители мои здесь работали, дяди работали. Честно говоря, с болью в сердце смотрю на вот эти руины. Но есть надежда на то, что все это будет меняться. Я не могу вспомнить, где в стране есть второй цирк, расположенный прямо на набережной реки. В Челябинске цирку нашли великолепное место. И надо, конечно, чтобы цирк запустился и чтобы он соответствовал всем требованиям зрительского удобства и комфорта для артистов и животных. Мы все сделаем, чтобы сюда приезжали артисты Большого Московского Цирка. Да и мы с братом с удовольствием отработаем.
Эдгар Запашный выразил уверенность, что при строительстве любого циркового здания надо учитывать интересы и других мероприятий. Когда создана соответствующая инфраструктура, цирк должен становиться многофункциональным.
– Сделать все для того, чтобы наши звезды с большим удовольствием давали концерты. Это нормально. Можно идти дальше – борьба, ММА. Первый бой Федора Емельяненко состоялся в тульском цирке. Надо сделать так, чтобы цирк предоставлял услуги и для других организаций, – заметил артист.
Запашный убежден, если цирк теряет свои ценности, то он превращается во что-то ужасное. Любой цирковой спектакль должен быть произведением искусства.
– У нас сейчас с братом 15 хищников: три льва, двенадцать тигров. А недавно я приобрел слона. Вообще в Московском цирке есть хороший набор животных для создания интересных программ. Индустрия развлечений должна радовать, давать позитивную энергию, а сегодня это немаловажно, – подчеркнул Запашный.
Фото Дмитрия Куткина.