Как Чуковский свалился с неба: в Челябинском театре кукол сыграли премьеру мюзикла «Бибигон»
И это первый детский спектакль, герой которого улетел в космос прямо со сцены
Екатерина Волкова
Граф Бибигон Де Лилипут спал себе дома, на Луне, и вдруг свалился на Землю. И оказался крошечным малышом в царстве огромных человеков, хищных кошек, добрых лягушек и одного злодея индюка. Он поселился в доме старого писателя (похожего на Эйнштейна) в Переделкино, играл с писательскими внучками, попадал во всякие переделки.
А однажды рассказал, что местный индюк вовсе не индюк, а злой колдун Брундуляк, который превращает неугодных ему людей в зверей. И что цепной Барбос у калитки раньше был деревенским почтальоном, жаба, которую молочник каждый вечер метлой выгоняет от своего порога, — это молочникова жена. А сестра Бибигона, красавица Цинцинелла, заколдованная осталась на Луне.
В середине прошлого века первые части сказки напечатали в журнале «Мурзилка». Выпуск попал на стол одному важному начальнику и… В общем, остатки тиража тогда изъяли, Чуковского начали вызывать на собрания, а письма детей, которые успели прочесть первые главы сказки и требовали продолжение, — сожгли.
В Челябинске за непростую судьбу малыша Бибигона взялся главреж и лауреат «Золотой маски» Александр Борок. Вместе с художником из Петербурга Захаром Давыдовым и труппой театра они создали таинственную и красивую сказку, в которой даже нашлось место для самых любимых героев Чуковского — Мойдодыра и Айболита. В такой компании Бибигон уже не выглядит пришельцем, и можно подумать, что он не с Луны, а родился на ближайшем болоте, в компании других лягушат. И совсем не страшный, даже после купания в чернильнице.
Музыка, песни, свет, декорации, костюмы — на временной сцене ДК ЧЭРЗ вроде бы показывают детскую кукольную сказку, а кажется, будто какой-то драматический спектакль, полный сюрпризов и моментов, от которых мурашки бегут. Иногда откровенно жутковато: актеры с чужими головами напоминают египетских богов, серые лица в синих софитах выглядят зловеще, а напряженный маршевый бит, под который шагает индюк, крепко застревает в голове. Зато потом включается веселая песенка лягушат, смешно кукарекает петух и детишки из зала радостно откликаются в ответ. Такие американские горки из страха в смех и обратно никого не оставят равнодушным.
Оглядываюсь по сторонам: любопытно, как малышковая история держит в напряжении всех мам, пап, бабушек и дедушек. Некоторые даже детей из виду упустили, знай себе в такт кивают да ногами притопывают. А уж когда Бибигон полетел в космос, а потом на парашюте через весь зал возвращался на сцену, ухватить его только ленивый не попытался.
Для тех, кто не бывал в нашем Кукольном, в двух строчках напомним: постановки в театре им. Вольховского — это не перчаточные куколки за ширмой (ну и они тоже, конечно). Это «темные люди» (в прямом смысле, на них костюмы, чтобы на сцене их было не так видно), владеющие тонким искусством управления марионетками. И полноценные актеры в весьма драматичных образах, даром что на плечах у них огромные головы собаки, дедушки или петуха.
Драматургически каждый актер безупречен. Даже если вся его роль в действии — это кукарекать и хлопать крыльями (ладонями) или принюхиваться и выть на луну. Не знаю достоверно, чьи ноги с таким достоинством выхаживали по сцене, — но браво!
Кукольный театр почти единственный не уходит на летние каникулы. Напротив, в июле состоится еще одна премьера, первый в России кукольный спектакль «Любовь и голуби». И это отличный повод напомнить, что в репертуаре театра не только детские спектакли.