Станет ли Челябинск российским аналогом Кремниевой долины?
Сегодня, 23 декабря, в пресс-центре «Гранада Пресс» прошла онлайн пресс-конференция «Может ли Челябинск стать российским аналогом Кремниевой долины».
Фото с сайта pixabay.com
В работе пресс-конференции приняли участие представители организаций, которые стали попечителями первого в Челябинске технологического акселератора. По замыслу организаторов, это большая программа, которая будет способствовать инновационным стартапам в области приборостроения, информационных технологий, нано-, биотехнологий и медицины.
По словам Антона Нуркенова, начальника управления научной и инновационной деятельности ЮУрГУ, акселератор — первый городской технологический проект. А все прочие акселераторы, которые заходили к нам в область, были сетевыми, от различных фондов и имели четкую направленность на какой-то определенный сектор. Технологический акселератор создан организациями, которые находятся в Челябинске, знают потребности региона, его проблемы и понимают, как эти проблемы решать при помощи идей молодых ребят.
Дмитрий Козленков, генеральный директор АНО «Центр развития цифровых технологий»:
— Задача акселератора — запускать свои технологические стартапы, проекты, в том числе в IT-сфере. Нам очень важно показать ребятам этим проектом возможности построения своего бизнеса, рассказать о мерах поддержки на уровне региона и вовлечь их в работу. Сегодня количество грантового конкурса «Умник» от Челябинской области довольно велико. При этом не все победители конкурса становятся предпринимателями. Эту конверсию очень важно повысить.
Как помогает акселератор в продвижении собственного продукта?
— Во-первых, проект проходит образовательную программу. Здесь не все так просто. Путь стартапа помогают проходить трекеры. Останавливаются на этапе тестирования гипотезы. Иногда приходится на ходу менять продукт, услугу, искать другую целевую аудиторию. В конце пути — итоговое решение, позволяющее выводить продукт на рынок. Ну а дальше мы берем на себя функцию привлечения отраслевых экспертов.
Антон Нуркенов пояснил:
— Действительно, университет — одна из площадок, которая генерирует идеи. Причем опыт взаимодействия вуза с акселератором очень хороший, потому что акселератор, как объединение нескольких организаций, позволяет обкатывать проекты, которые в большинстве случаев реализуются либо студентами, либо выпускниками вуза. Соответственно, в большинстве проектов есть научный задел. Со стороны вуза — своя экспертиза, со стороны предпринимательства — своя. В основном это наши партнеры в рамках акселератора. У нас есть университетская «Точка кипения», которая по сути инструмент развития молодежного предпринимательства. За год работы она обеспечила пропускную способность 2700 студентов. Кто-то предлагал идею, кто-то — готовый продукт или научное решение своей диссертации, которое хотел превратить в бизнес-проект. Думаю, что акселератор — это рабочий инструмент привлечения и формирования молодых команд, команд-лидеров, которые потом могут выстрелить в бизнесе.
Почему иностранные ИТ-компании заходят на российский рынок за кадрами?
Леонид Лапидус, международный эксперт WorldSkills, директор digital-компании Sole IT, продакт-менеджер:
— Причина проста: выгодное соотношение «цена — качество», высококвалифицированные специалисты за весьма скромный ценник. Сегодня российские компании накопили достаточный опыт, чтобы выходить на международный рынок и чувствовать себя там достаточно комфортно. Получается движение навстречу друг другу в плане спроса и предложения.
Чем отличается западный продукт от российского?
— Отличается пользователями. Точнее, это платежеспособность и уровень принятия рисков. И здесь западные клиенты, несомненно, впереди российских.
Какое значение может иметь Первый городской технологический акселератор?
— Акселератор решает две ключевые задачи. Во-первых, мы предлагаем проработанную учебную программу, которая помогает освоить методологию создания продуктов и проектов, учиться продуктовому подходу и управлению. Также здесь есть программа с блоком знаний по важным направлениям: публичное выступление, правовое сопровождение бизнеса. Во-вторых, мы помогаем технологическим стартапам, делая с ними первые, самые сложные шаги.
Ольга Третьякова, контент-директор «Территории Бизнеса»:
— У нас единые задачи — поддержка предпринимательства в Челябинской области. Если коллегам важно при реализации акселератора довести идею до продукта, то нам важно, чтобы произошла регистрация участника в форме индивидуального предпринимателя или создания компании, которая расширяет возможности региона (новые рабочие места, продукты и т. д.). Самое важное для стартапов — чтобы их не бросали на первом этапе. Отмечу, акселератор — самый мощный инструмент в образовательной программе.
Есть мнение, что ИТ-специалисты не задерживаются в Челябинске. Сохраняется ли такая тенденция на сегодняшний день?
Дмитрий Козленков:
— В этом году мы проводили большое исследование. В результате мы выяснили, что происходит на самом деле. Люди уезжают, но люди и возвращаются. Во-вторых, история с пандемией высветила возможность удаленной работы в любой компании мира из Челябинска. Также выяснилось, что зарплата не является ключевым фактором для отъезда из города. Еще мы узнали, что многие студенты и школьники не знают, какие в Челябинске есть IT-компании. Они не знают о тех проектах, продуктах, которые появляются. Из-за недостатка информации могут уезжать. Сейчас этой проблемой занят региональный мининформ.
Возможно ли сегодня Челябинск превратить в Силиконовую долину?
Евгения Некрасова, директор «IT-Park74» — регионального оператора фонда «Сколково»:
— Мы живем в другой стране, не в США. Наша задача — стремиться к чему-то аутентичному. Я уверена, что компании, представленные у нас на рынке, люди, которые у нас проживают, — вся атмосфера — наше богатство, огромный потенциал.
Леонид Лапидус:
— Построение Кремниевой долины в отдельно взятом регионе — это, конечно, наполеоновские планы. Но Челябинск может таким стать, если этому будут способствовать обстоятельства.
Полностью пресс-конференцию смотрите на канале «Гранада ТВ» на платформе YouTube.