Уральскому духовому оркестру — десять лет
Художественный руководитель и дирижер Игорь Ежов за пару часов до юбилейного концерта ответил на вопросы Первого областного информагентства
Лана Литвер
— Игорь Алексеевич, меня всегда интересовал вопрос: как идти маршем и одновременно играть на трубе? Это невероятный фокус какой-то.
— А вы знаете, что в Испании играют на духовых инструментах даже во время бега? А какие были оркестры в кавалерии! Представляете — скакать на лошади и играть? А дефиле военных оркестров? А плацконцерт, когда надо не только играть, но еще и танцевать, и прыгать, и какие-то еще фигуры выделывать? На конкурсах военных оркестров музыканты чего только не вытворяют.
Когда ко мне в автомобильное училище приходили воспитанники, ребята 12—15 лет, я показывал, как правильно маршировать, чтобы не сбивать дыхание: наступать с носка на пятку. Ножка тянется. Если разобраться, ничего трудного нет, но это требует тренировки, конечно.
— Есть различия между военным и филармоническим оркестрами?
— Конечно. У нас задачи разные. Там, бывает, на плацу надо стоять по несколько часов, переносить все тяготы и лишения службы: дождь, снег, пальцы мерзнут или, наоборот, жара, пот льется градом… Здесь тоже есть трудности, но они, скорее, технические. Музыка интереснее.
— И свободы больше!
— Конечно. Я этим и пользуюсь. Мы играем и французский шансон, и джаз, и вальсы, оперетту, и классику…
— Игорь Алексеевич, что это за магия в духовых инструментах, которой нет ни в струнных, ни в клавишных?
— Душа. Ты же дышишь. У нас возникает такой контакт, какого не может быть больше ни с каким инструментом. Ты вдуваешь из груди воздух, в буквальном смысле вкладываешь себя в звучание — только так возникает звук. Причем только от твоего дыхания зависит и высота, и глубина, и интонация, и красота звука. У вас с инструментом одна душа. Да, надо очень много работать, чтобы стать духовиком, не зря они даже на пенсию выходят раньше других музыкантов.
— Духовой оркестр сопровождает все военные церемонии, придает им торжественности. А почему бы не сопровождать и обычные гражданские мероприятия, скажем, вручение дипломов студентам?
— Конечно, оркестр усиливает эмоциональность события, я согласен, почему бы нет. Когда нас приглашают, мы с удовольствием принимаем участие в мероприятиях. Но… Раньше свой духовой оркестр был в каждом городском Дворце культуры. Я еще застал эти самодеятельные коллективы, и они играли на очень высоком уровне: профессиональные руководители, неплохие музыканты. Ни одного не осталось. Я знаю только один детский духовой оркестр в кадетской школе № 45.
— Как часто ваш оркестр играет просто так, в городе, в парках?
— Надеюсь, в этом сезоне все будет как всегда. С июня по сентябрь раз в неделю, по пятницам с 16 до 18 часов, мы играем в саду Победы. Горожане с удовольствием приходят, танцуют, и молодежи много! И мы отдыхаем, и для нас это праздник.
— Случалось вам плакать под духовой оркестр?
— Вы знаете, да. Что-то я стал сентиментальный. Могу заплакать. Бывает, настолько эмоционально проходят репетиции, что слезы выступают. А на концерте и говорить нечего, там же особая энергетика. Это душа.
— У вас есть любимая композиция?
— Да, я очень люблю My way. Я люблю всё, что поет Фрэнк Синатра. А вообще мне нравится всё, что мы в данный момент разучиваем с оркестром. Мы за десять лет ни разу не повторили программу, каждый раз стараемся подготовить новое произведение, а то и несколько — и в этот момент я это новое очень люблю.
— Что сейчас разучиваете?
— Я пока увлечен сегодняшним юбилейным концертом, но уже планирую концерт 19 апреля «Вечная любовь» с нашими солистами Екатериной Берсеневой и Рустамом Зайченко. Нашел прекрасное попурри на песни Утесова. Уже думаю о концерте 24 мая: приезжает дирижер, композитор Эдуард Дядюра с дочерью, она певица, выступит и наш солист Павел Карпушкин. Целое отделение отдадим под музыку из любимых кинофильмов и будем демонстрировать кадры на большом экране.
— У вас есть концерт мечты?
— У меня есть мечта о большом концертном зале. Здесь тесновато и симфоническому оркестру, и духовому. Хотя я не могу не сказать слова благодарности нашему директору Алексею Пелымскому, он просто волшебник: у нас прекрасные инструменты, костюмы… Нам бы зал побольше, на 1000—1200 мест, как в драмтеатре, например.
— Мы у вас на репетиции заметили музыканта с ирландской волынкой.
— Это наш специальный гость, мультиинструменталист из Москвы. Он играет и на саксофоне, и на электронных инструментах, и гармонике, и на волынке, и на дудуке… Это не просто мультиинструменталист — это единственный в мире полковник, который играет на всех инструментах, мой учитель Вениамин Вениаминович Мясоедов. Я учился у него на военно-дирижерском факультете Московской консерватории.
— Игорь Алексеевич, а современные молодые люди так же охотно идут в музыканты, как тридцать лет назад?
— Нет, к сожалению. Я бы очень хотел, чтобы родители не запрещали своим детям, окончившим музыкальную школу, поступать в училище, институт искусств или консерваторию. Да, раньше зарплаты у музыкантов были, прямо скажем, незавидные. Но в последние два-три года ситуация серьезно изменилась. Профессия становится престижной, и зарплата — достойной. А если ты любишь играть, нашел свой инструмент — это же счастье.
— Вы не сразу нашли свою валторну?
— Нет, я играл на контрабасе, потом на тубе. Но оказалось, что мой инструмент — валторна, она лучше всего соответствует моей физиологии. Инструмент сложный, даже в Книге рекордов Гиннесса это зафиксировано — царица медных духовых инструментов. Знаете почему? У валторны крошечное расстояние между обертонами, они, как известно, берутся губами, чего нет ни на трубе, ни на тромбоне. И попасть на «фа» вместо «соль» — как нечего делать, от таких киксов не застрахованы даже звезды.
Об этом куча шуток и анекдотов у музыкантов. Умирают трубач и валторнист, стоят перед богом. Трубача определяют в ад, а валторниста — в рай. Трубач говорит: «Ну как же так? Когда я играл соло, я так молился!» А бог ему говорит: «Да, я слышал твои молитвы. Но когда играл валторнист, молился весь оркестр!»
В программу сегодняшнего праздничного концерта вошли самые разные мелодии: от классики до ярких эстрадных и джазовых композиций. Специальные гости торжества — мультиинструменталист Вениамин Мясоедов и певец Владислав Косарев, обладатель красочного, глубокого баритона. Поздравить оркестр с юбилеем приедут коллеги из Екатеринбурга: танцующий дирижер, полковник Александр Павлов и солистка Уральского государственного театра эстрады певица Араксия Агаджанян.
Прямую трансляцию концерта можно смотреть здесь.