ГЖИ: разъяснения по начислениям за отопление
В Главное управление «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» регулярно поступают обращения граждан по вопросам начислении платы за отопление, которые проверяются в рамках действующего законодательства.
Фото ГЖИ.
ГЖИ сообщает, что более чем в 80% случаев нарушения при начислении отсутствуют. Вопросы жителей, как правило, вызваны тем, что начисления в пределах Челябинской области производятся по-разному.
Итак, что же чаще всего волнует граждан?
Содержание статьи:
Почему каждый месяц суммы в квитанциях одинаковые?
Существует два способа начисления платы за отопление: по прибору учета тепловой энергии и по нормативу.
В многоквартирных домах, где отсутствует общедомовой прибор учета тепловой энергии (ОПУ), размер определяется по нормативу потребления. Норматив распределяется на 8 месяцев – с октября по май – и не зависит от погодных условий. При таком способе начисления собственник видит в квитанциях с ноября по апрель одинаковые суммы (за октябрь и май суммы чуть меньше).
Почему каждый месяц суммы в квитанциях разные?
В многоквартирных домах, которые оборудованы ОПУ тепловой энергии, размер платы определяется на основании показаний данного прибора учета. Этот способ позволяет жителям оплачивать только тот объем тепловой энергии, который был потреблен домом. Сумма начислений зависит от конструктивных особенностей и энергоэффективности каждого многоквартирного дома, а также от месяца начисления и погодных условий.
Управляющая организация обязана проводить энергосберегающие мероприятия и регулировки систем отопления и доводить эту информацию до жителей.
Почему раньше платили по ОПУ, а сейчас начисляют по нормативу?
Если ОПУ вышел из строя, в течение трех месяцев плата начисляется по среднемесячному потреблению, а после этого – по нормативу.
К примеру, в СМИ опубликована информация о повышении платы по адресу: ул. Мамина, д. 9а. При проведении проверки ГЖИ установлено, изменение в порядке начисления было вызвано тем, что в этом доме прибор учета тепловой энергии с августа 2021 находился на поверке. Начисление платы за отопление в январе 2022 и в феврале 2022 было произведено по нормативу потребления тепловой энергии на отопление. Главным управлением в адрес «ЖЭУ-27» было выдано предписание обеспечить установку и ввод в эксплуатацию ОПУ. С 1 марта 2022 прибор учета введен в эксплуатацию.
Стоит обратить внимание: управляющая организация обязана вновь ввести ОПУ в эксплуатацию в течение двух месяцев.
Почему соседи не платят за отопление, а на нас распределили их долг?
Законодательством РФ установлен прямой запрет на распределение задолженности отдельных потребителей на остальной коллектив собственников.
Вот еще один пример, активно обсуждаемый в соцсетях, – случай с рестораном «Остап Бендер». По сообщениям жителей, плату за отопление помещения ресторана распределили на остальных собственников. ГЖИ в ходе проверки выявила, что один из приборов учета дома на многоквартирном доме № 7 по ул. Чайковского в г. Челябинске вышел из строя, и собственникам всех помещений стали производить начисления по нормативу. Отметим, что АО «УСТЭК-Челябинск» производит начисление платы за отопление всем собственникам, в том числе – собственникам помещения ресторана.
Чтобы возобновить расчет платы за отопление по показаниям ОПУ, необходимо принять меры по проведению поверки (либо замены) и ввода в эксплуатацию прибора учета. Мероприятия по вводу ОПУ тепловой энергии по адресу: г. Челябинск ул. Чайковского, д. 7 находятся на контроле в Главном управлении «Государственной жилищной инспекции Челябинской области».
Всю зиму в квартире было холодно. Как сделать перерасчет?
Собственники помещений многоквартирного дома действительно вправе требовать перерасчета, в случае оказания им ненадлежащего качества услуг. Но факты нарушений должны быть подтверждены документально: при каждом нарушении собственникам необходимо составлять акты нарушения качества в порядке, установленном Правилами № 491 (Правила 354 – в случае с ресурсником).
Если исполнитель услуги отказывается произвести перерасчет в добровольном порядке, собственники вправе обратиться в судебные органы за защитой нарушенных прав.
В квартире слишком жарко. Как не переплачивать за излишки тепла?
Стоит напомнить, что управляющая организация обязана проводить действия, направленные на регулирование расхода тепловой энергии в многоквартирном доме (при наличии технической возможности такого регулирования).
Рекомендуется обращаться в УК с заявкой на регулирование письменно или через портал ГИС ЖКХ (https://dom.gosuslugi.ru), если температура в жилом помещении превышает нормативную.
В первую очередь жилищная инспекция рекомендует обращаться для получения разъяснений к исполнителю коммунальной услуги – в ту организацию, которая выставляет платежные документы. Как правило, обращения в управляющую организацию достаточно, чтобы разобраться в правильности начислений. Если у граждан остались вопросы или сомнения в обоснованности начислений, они вправе обратиться в Госжилинспекцию (лично, письменно или через ГИС ЖКХ).