В Челябинске проектируется несколько выделенных полос
Но, чтобы общественный транспорт стал надежнее и быстрее, важен комплексный подход, который предполагает не только обустройство выделенок, но и обновление подвижного состава, перенастройку светофоров и анализ множества дорожных факторов.
Челябинские власти всерьез взялись за развитие общественного транспорта. И одно из важнейших направлений в этой работе – организация выделенных полос для автобусов и троллейбусов. Кстати, уже в скором времени выделенные полосы появятся на Комсомольском проспекте. Ранее это уже анонсировал городской комитет дорожного хозяйства, это вопрос ближайших шести месяцев, работы уже начались.
Однако на этом власти останавливаться не планируют. Это подтвердил и заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта региона Александр Егоров. Что касается других участков, где планируется обустроить выделенные полосы, то в настоящее время они находятся в стадии разработки и проектировании.
Однако не у всех горожан появление “выделенок” вызывает положительные эмоции, многие уверены: это окончательно остановит город в пробках. Объезжая их, автомобилисты начнут занимать полосы для общественного транспорта, что опять же скажется на качестве его работы. Однако транспортный эксперт Дмитрий Грубый заверяет: при грамотном подходе этого не произойдет, главное – решать этот вопрос с точки зрения научного и комплексного подхода. Об основных принципах развития общественного транспорта приглашенный в Челябинск эксперт рассказал в ходе своей лекции, которая состоялась вечером пятого мая в Доме архитекторов. На встрече присутствовали представители городского комитета дорожного хозяйства, регионального миндортранса, челябинские перевозчики, а также неравнодушные к этому вопросу горожане.
Вопросами развития общественного транспорта Дмитрий Грубый занимается с 2015 года в разных российских городах, среди которых Москва, Белгород и ряд других. По мнению транспортного эксперта, у Челябинска в плане развития выделенных полос для общественного транспорта – большие перспективы, поскольку ширина улиц в южноуральской столице вполне позволяют это сделать. Главное в этом вопросе применять грамотный научно-исследовательский подход и привлекать к решению вопроса профессионалов. При комплексной работе в этом направлении общественный транспорт станет эффективнее, а автомобильные пробки вполне реально минимизировать.
эксперт Дмитрий Грубый обозначил основные принципы развития общественного транспорта
Основные принципы качественной организации работы общественного транспорта, на которые в своем выступлении прежде всего обратил внимание эксперт:
не допустить, чтобы общественный транспорт стоял в пробках, либо минимизировать время, проводимое в них;
обновить подвижной состав;
обеспечить безопасные и удобные пересадочные узлы;
перенастроить работу светофоров;
организовать грамотную разметку и администрирование выделенных полос и т.д.
выделенная полоса для общественного транспорта, которая была обустроена в Челябинске на улице Труда в 2019 году
Но прежде, чем приступить к этой работе, важно провести глубокий анализ. В своей работе Дмитрий Грубый придерживается научно-исследовательского подхода, в рамках которого анализирует данные, полученные через систему “Глонасс трекер”. Они позволяют понять, как работает общественный транспорт на любом участке улично-дорожной сети, провести анализ транспортных потоков на определенных отрезках улично-дорожной сети и пересечениях, работу светофорных объектов, понять, какое количество выделенных полос и в каком направлении необходимо.
– Общественный транспорт состоит из двух важных частей, – обратил внимание Дмитрий Грубый. – Первое – это маршрутная сеть и качество ее работы. И здесь важно учитывать, какие маршруты, как, куда и откуда они едут, с какими интервалами, по каким трассам, как обслуживаются, какие перевозчики, откуда идет финансирование, каким образом собирается плата за проезд, как контролируется вся эта работа. Вторая важная часть – инфраструктура. Без нее качественно работать ничего не будет. К примеру, если автобусы стоят в пробках, то они неспособны соблюдать расписание, двигаются медленно, как следствие – не привлекательны для граждан. К тому же, чтобы выдержать нужный интервал между автобусами, понадобится большее их количество. Но в любом случае качество работы общественного транспорта будет становиться только хуже, а сама его работа будет обходиться дороже. Соответственно, нужно сделать так, чтобы общественный транспорт не стоял в пробках вообще, либо находился в них минимальное количество времени и только там, где без этого, к сожалению, никак.
Пробки, по словам эксперта, страшны для граждан не столько тем, что замедляют движение, а тем, что они непредсказуемы. А это означает, что невозможно составить надежное расписание для общественного транспорта, ведь попадая в пробки, он все равно будет опаздывать на остановки. И выделенная полоса способна решить эту проблему: она сокращает разброс времени при движении общественного транспорта, таким образом он становится надежнее и привлекательнее для пассажиров.
При обустройстве выделенок важна грамотная разметка: она должна быть видна всем водителям, предусматривать необходимую длину разгона и торможения, возможности для быстрого перестроения. Кстати, в Москве, по словам Дмитрия Грубого, действуют даже стандарты к разметке на выделенных полосах.
Еще один принципиально важный момент, который скажется на эффективности общественного транспорта – перенастройка светофоров. Если для автомобильного движения важно, чтобы “зеленая” фаза горела как можно дольше, то для общественного транспорта важнее, чтобы она случалась как можно чаще.
От того, насколько часто случается “зеленая” светофорная фаза для общественного транспорта, зависит средняя потеря времени на перекрестке, а в ряде случаев и пропускная способность, – добавил эксперт. – В частности, если говорить о Челябинске, то на площади Революции явно есть проблема с пропускной способностью трамваев. И если перенастроить светофоры, обеспечив наиболее частую смену “зеленой” фазы для трамваев, то это сократит время ожидания и увеличит пропускную способность на перекрестке.
Способны повысить качество работы общественного транспорта и грамотные пересадочные узлы, одни должны быть удобными для пассажиров, безопасными и гарантировать быструю пересадку. В идеале, пересадка должна проходить на одной остановке, в случае, если это невозможно, то остановочный комплекс, с которого возможна пересадка, должен располагаться, что называется, “за углом”. При этом, по мнению эксперта, недопустима при пересадке необходимость переходить дорогу через подземные переходы.
– Многим гражданам просто не удобно спускаться и подниматься через подземные переходы, – обратил внимание Дмитрий. – Понятно, что в ряде случаев это делается из лучших побуждений, чтобы снизить аварийность и не допустить большого количество жертв и пострадавших в результате ДТП, но фактически оказывается, что аварийность, наоборот, увеличивается, поскольку те, кому неудобно переходить дорогу через подземные переходы, просто стараются перебежать проезжую часть. Как бы там ни было, но самый удобный пересадочный узел – когда пересадка проходит на одной и той же остановке.
Напомним, что глава города Наталья Котова, отчитываясь перед депутатами Гордумы о деятельности за прошлый год, заметила, что работа на этом направлении активно ведется:
– В результате реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и других программ, а также по просьбам жителей оборудовано 14 наземных пешеходных переходов, – отметила мэр.
участники встречи смогли задать эксперту интересующие их вопросы
При этом, на наиболее популярных маршрутах важно обеспечить возможность беспересадочного проезда, а менее востребованные направления должны быть с одной удобной и желательно бесплатной пересадкой.
Типовых решений для обустройства хороших выделенных полос не существует. В каждом случае вопрос решается индивидуально. Помимо реформирования маршрутной сети, обновления подвижного состава, организации выделенных полос, не стоит, по мнению транспортного эксперта, пренебрегать и мнением горожан. Обратная связь с населением крайне важна. Безусловно, многие замечания рядовых жителей зачастую далеки от грамотного и профессионального взгляда проектировщика, но не исключены ситуации, при которых эксперты учли не все тонкости, а потому прислушиваться к населению также необходимо.
фото Дмитрия Куткина